— вынужден был покинуть место жительства на территории одного из субъектов Российской Федерации и переселиться на территорию другого субъекта Федерации.
Члены семьи вынужденного переселенца — это проживающие с вынужденным переселенцем независимо от наличия у них статуса вынужденного переселенца его супруга (супруг), дети и родители, а также другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, ведущие с ним общее хозяйство с даты регистрации ходатайства о признании гражданина Российской Федерации вынужденным переселенцем. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи вынужденного переселенца в судебном порядке.
Кроме того, вынужденным переселенцем может быть признано лицо, не имеющее гражданства Российской Федерации, иностранный гражданин или апатрид (лицо без гражданства), постоянно проживающие на законных основаниях на территории Российской Федерации и изменившие место жительства в пределах территории России по вышеуказанным обстоятельствам. Вынужденным переселенцем может быть также признан гражданин бывшего СССР, постоянно проживавший на территории одной из республик, входившей в состав Советского Союза, получивший статус беженца Российской Федерации и утративший его в связи с приобретением российского гражданства, если в период действия статуса беженца имели место обстоятельства, препятствовавшие данному лицу в обустройстве на территории России.
Установлены категории лиц, которые не могут быть признаны вынужденными переселенцами:
1) лица, совершившие опасные общественные деяния, признаваемые тяжкими преступлениями в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) лица, пропустившие установленный в законе срок для обращения в компетентные органы с ходатайством о признании их вынужденными переселенцами;
3) лица, изменившие место своего постоянного жительства по причинам экономического характера, вследствие чрезвычайных ситуаций природного, техногенного характера и т.д.
Конституционный Суд РФ в Постановлении от 17 сентября 1993 г. № 17-П «По делу о проверке конституционности Постановлений Верховного Совета Северо-Осетинской ССР от 6 марта 1993 г. «О Программе комплексного решения проблемы беженцев, вынужденных переселенцев и лиц, покинувших территорию Северной Осетии» и от 26 марта 1993 г. «О переговорах официальных делегаций Северо-Осетинской ССР и Ингушской Республики 18 — 20 марта 1993 г.» 1 сформулировал следующую правовую позицию: «Приоритет прав и свобод человека закрепляется и общепризнанными принципами и нормами международного права. Согласно преамбуле Устава Организации Объединенных Наций государства обязаны поощрять всеобщее уважение и соблюдение прав и свобод человека. Обязанность государств охранять властью закона права человека подтверждается преамбулой Всеобщей декларации прав человека. В п. 5 Итогового документа Всемирной конференции по правам человека, состоявшейся в Вене 14 — 25 июня 1993 г., указывается, что процесс поощрения и защиты прав человека и основных свобод на национальном и международном уровне должен носить универсальный характер и «осуществляться без каких-либо условий». Оспариваемые положения рассматриваемых постановлений Верховного Совета Северо-Осетинской ССР вошли в противоречие и с этими международными актами.