Пожалуйста активируйте JavaScript и перезагрузите страницу!
Это необходимо для корректной работы сайта
Добро пожаловать на наш ресурс!
Здесь Вы найдете для себя много полезной информации!
linuxprof.ru

Конституционное право России. Учебник — Страница 141 — Ваш юрист

Конституционное право России. Учебник

Кроме того, в Российской Федерации существует практика специального регулирования особенностей трудовой деятельности отдельных категорий иностранных работников (например, высококвалифицированных специалистов, участников строительства важных спортивных объектов, членов жюри Международного конкурса имени П.И. Чайковского, международных кинофестивалей и т.д.).

Вопросы и задания для самоконтроля

Каковы основные черты гражданства?

Каковы принципы гражданства?

Перечислите государственные органы, ведающие вопросами гражданства. Каковы основания приобретения и прекращения гражданства?

Каков правовой статус иностранных граждан?

Каково правовое положение беженцев и вынужденных переселенцев?

Раздел V. ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Глава 8. ПРАВОВАЯ ПРИРОДА И КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ

ФЕДЕРАЛИЗМА В РОССИИ

§ 1. Истоки федеративного выбора России

Идеи и лексикон федерализма стали популярными среди политической элиты России на рубеже XVIII — XIX вв. под влиянием сочинений Ш. Монтескье и воздействием Французской революции.

Государственные деятели александровского времени активно использовали представления федерализма для решения конкретных вопросов европейского послевоенного урегулирования. В качестве примера можно указать проект федеративной системы финансов, предполагавший выпуск союзниками особых «федеративных» денег (Н.Н. Новосильцев, 1813 г.) 1 . Однако во внутриполитическом и общественном обиходе России идеи федерализма играли гораздо более скромную роль, нежели в международных делах, поскольку социально-политический и культурный контекст имперской модели не способствовал восприятию федералистских представлений даже в среде просвещенной политической элиты.

 

1 Внешняя политика России XIX века. Сер. 1. М., 1970. Т. 7. С. 578 — 581.

Нельзя отрицать, что на протяжении многих лет в общественном сознании существовал миф о древнерусской удельной системе как своего рода федеративном устройстве государства. Представление о «федерализации, свойственной славянскому духу» 1 , поддерживалось авторитетом основателя славянофильства А.С. Хомякова 2 , «русского социалиста» А.И. Герцена, историка Н.Я. Данилевского 3 .

 

1 Герцен А.И. Полн. собр. соч. М., 1954. Т. 7. С. 315.

2 Хомяков А.С. О старом и новом. М., 1988. С. 53.

3 Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991. С. 231.

Однако мифу об «исконной федерализации» России всегда противостояло иное понимание исторического процесса. Его наиболее ярко сформулировал Н.М. Карамзин: «Самодержавие есть палладиум России, целость его необходима для ее счастья» 1 . В целом история России не может трактоваться в рамках традиционной, но с исследовательской точки зрения обедненной дихотомии: «централизм — федерализм». Более продуктивной представляется точка зрения об особом «имперском» характере организации власти и жизни в России в период XV — XX вв., а следовательно, рассмотрение генезиса идей федерализма в России в «трехмерном пространстве»: «империя — централизованное государство — федеративное государство».

 

1 Карамзин Н.М. Записка о Древней и Новой России. М., 1991. С. 105.

Действительно, Россия была подлинной империей еще задолго до Петра I. Расширение Московской Руси привело под руку Московского государя народы Поволжья и Предуралья, как правило, не имевшие собственной государственности и по большей части языческие. Окончательный полиэтнический характер Российского государства сформировался после взятия Казани, когда было утрачено единство вероисповедания.

Пожертвование на развитие ресурса