2 Впрочем, в политической и юридической науке существует концепция, согласно которой между федерализмом и демократией нет причинно-следственной связи. По мнению представителей этого направления, «асимметричный федерализм… нарушает принцип равенства голосов (один человек — один голос), согласно которому каждый голос должен иметь одинаковые вес и ценность. Этот принцип приносится в жертву федеративному принципу равного представительства неодинаково населенных территориальных единиц» (см., например: Duchacek I. Comparative Federalism: The Territorial Dime№sio№ of Politics. Ta№ham, 1987. P. 282).
Исследователи считают, что в своем развитии собственно российский федерализм прошел три этапа: создание основ социалистической модели федерализма (1918 — 1936 гг.); утверждение фактического унитаризма в государственном устройстве России (1937 — 1985 гг.); реформы государственного устройства перед принятием Конституции 1993 г. 1 .
1 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 2001. С. 300.
С содержательной точки зрения на всем протяжении советского периода развитие «федерализма» в РСФСР происходило по трем направлениям, и все они относились к формальным проявлениям федеративного устройства. Первое направление было связано с уточнением статуса автономных республик в составе РСФСР. Второе — с совершенствованием различных форм национально-территориальной автономии. Третье — с преобразованием существовавшего в конце 80-х годов Верховного Совета РСФСР.
Д.Л. Златопольский указывает, что длительное отсутствие конституционного закрепления статуса автономных республик в составе РСФСР как государств являлось «противоречием здравому смыслу», поскольку уже во второй Конституции СССР (1936 г.) и Конституции РСФСР 1937 г. были закреплены нормы, согласно которым автономная республика обладала правом принимать свою конституцию и законы, а также иметь свой парламент — Верховный Совет. «Совершенно ясно, — пишет Д.Л. Златопольский, — что форма национальной государственности, имеющая такие права, есть государство. Однако вопреки здравому смыслу этот вывод был сделан не в Конституции Российской Федерации 1937 г., а сорок лет спустя — в Конституции РСФСР 1978 г.» 1 .
1 Златопольский Д.Л. Эволюция российского федерализма // Вестник МГУ. Сер. 11. Право. 1998. № 6. С. 74 — 76.
Не отрицая наличия у субъектов федерации признаков государственности, необходимо констатировать, что ввиду предельной политизированности и идеологизированности конкретно исторического контекста, в котором происходило федеративное строительство в РСФСР и СССР, особенно во второй четверти XX в., муссирование идей «повышения статуса» автономных образований в составе РСФСР, осложненное внутрипартийной борьбой союзного и нового российского руководства, вылилось в итоге в процессы, едва не приведшие к распаду России, о чем будет упомянуто ниже.
Что касается деятельности по созданию новых форм административно-территориальных автономий, то речь идет о создании ряда новых национально-территориальных единиц в составе РСФСР — автономных округов.
Первые автономные округа (называвшиеся тогда национальными) были образованы в 1920 — 1930-е годы как национально-территориальные единицы (с 1925 по 1937 г.) в местах расселения малочисленных коренных народов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока.