Однако, как уже указывалось выше, в дальнейшем федеральный законодатель пошел несколько иным путем. В п. 9 ст. 26.7 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» закреплена норма, согласно которой «договор о разграничении полномочий имеет силу федерального закона».
Представляется, что такой подход, с учетом положений ст. 76 Конституции РФ о верховенстве законов субъектов Федерации по предметам исключительного ведения субъекта Федерации, несет в себе риски дисбаланса.
Таким образом, ни заключение в 1992 г. Федеративного договора, ни развитие в 1994 — 1998 гг. договорной практики разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации не изменили и не могли изменить конституционную природу Федерации в России.
Россия является конституционной Федерацией. Последнее обстоятельство доказывает и тот факт, что сама Конституция РФ 1993 г., в которой была заключена новая, федеративная модель политико-территориальной организации государства, была принята на всенародном референдуме.
§ 3. Конституционные основы федеративного устройства
государства в России
Конституционные основы федеративного устройства Российского государства обстоятельно и широко исследовались в отечественной правовой науке 1 . Описывая и комментируя принципы политико-правовой природы Российской Федерации, важно понимать, какая концепция (модель) федерации «запланирована» самой Конституцией РФ? Идет ли в Конституции речь об утверждении только общих принципов, характерных для любого федеративного образования, независимо от его «национальной принадлежности», либо нормы Основного Закона содержат абрис конкретной функциональной модели? В последнем случае важно понять: является ли эта конкретная модель воспроизведением каких-либо теоретически возможных или реально существующих федеративных конструкций либо российские «отцы-основатели» изначально конструировали уникальный, не похожий на существующие в мире, отечественный вариант федерализма?
1 См., например: Конституция Российской Федерации: от образа будущего к реальности (к 20-летию Основного Закона России): Монография / Л.В. Андриченко, С.А. Боголюбов, В.И. Васильев; ред.: Т.Я. Хабриева. М., 2014; Эбзеев Б.С. Конституция, власть и свобода в России: опыт синтетического исследования. М., 2014; Овсепян Ж.И. О конституциях и конституционном правотворчестве в России (период с начала XX по начало XXI столетий): Монография. Ростов н/Д, 2013; Двадцать лет Конституции Российской Федерации: Монография / Отв. ред. А.Г. Лисицын-Светланов. М., 2013; 20 лет Конституции Российской Федерации: становление, проблемы и тенденции развития / Под ред. В.Т. Кабышева. Саратов, 2013; Журавлева И.А. Федеративное устройство России: сравнительно-правовой анализ: Монография. Омск, 2011; Кряжков В.А. Федеративное устройство России: государственно-правовые проблемы единства и многообразия // Формула права. 2005. № 1 (4). С. 9 — 11; Шахрай С.М. Конституционное правосудие в системе российского федерализма: Монография. СПб., 2001; Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 2001; Карапетян Л.М. Федеративное устройство Российского государства. М., 2001; Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. М., 2000; Конституционное право: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. М., 1999; Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. М., 1999; Стрекозов В.Е., Казанчев Ю.Д. Государственное (конституционное) право Российской Федерации. М., 1997; Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. Л.А. Окунькова. М., 1994; Баглай М.В., Туманов В.А. Малая энциклопедия конституционного права. М., 1998; Комментарий к Конституции Российской Федерации / Общ. ред. Ю.В. Кудрявцева. М., 1996; и др.