Таким образом, анализ конституционных основ федеративного устройства государства всегда преследует двоякую цель: выяснить как «волю и смысл» самой Конституции РФ относительно концепции (модели) российского федерализма, так и замысел конституционного законодателя.
Категория «конституционные основы российского федерализма» включает в себя понятия, объем которых соответствует регулируемым гл. 1 Конституции РФ «Основы конституционного строя» базовым общественным отношениям, в части устройства России в качестве федеративного государства. Эти отношения предопределяют федеративное устройство и поэтому в конституционных основах российского федерализма занимают приоритетное место. Для определения структуры конституционных основ российского федерализма важно понять параметры, совокупность которых дает основание считать данное государство, во-первых, федеративным, а во-вторых, выявить отличительные черты модели федерализма, определяющие характер федеративной организации Российского государства.
Анализ этих параметров связан с определением признаков, составляющих устои федерализма, т.е. тех качеств, которые обозначают природу государства как федерации; устанавливают принципы, структуру, способы и формы образования и функционирования федеративного государства, обусловливающие типологическую характеристику модели федерализма; выявляют отличительные свойства системы разделения государственной власти по вертикали; характеризуют режим ответственности за ее осуществление.
Принципиальный характер данных вопросов свидетельствует о необходимости их определения с целью регулирования в основном законе — конституции. Нормы основного закона государства, регулирующие эти вопросы, и составляют конституционные основы федерализма. Уже преамбула Конституции РФ содержит мощный идеологический заряд федерализма. Когда в ней говорится «мы, многонациональный народ», «мы, соединенные общей судьбой на своей земле» и выражается стремление сохранить «исторически сложившееся государственное единство», это означает, что речь идет о совокупности всех граждан, всех этносов («наций») и всех народов субъектов Российской Федерации, выразивших в этой Конституции свое добровольное желание сохранить и развить положительные результаты исторического процесса, который привел к установлению глубоких, прочных и многообразных связей политического, экономического, социального и культурного характера между всеми названными частями Российского государства и общества.
Юридическое значение преамбулы Конституции РФ определяется двояко. С одной стороны, являясь введением в Основной Закон государства, преамбула не содержит нормативных предписаний, поэтому нередко даже при толковании конституционных норм на преамбулу не ссылаются. С другой стороны, она является составной частью официального текста Конституции РФ, которая определяет мотивы и цели принятия этого основополагающего акта. Поэтому очевидно, что преамбула должна быть учтена при толковании и при реализации как Конституции в целом, так и ее отдельных положений: ничто в тексте Основного Закона не может пониматься как противоречащее мотивам, изложенным в преамбуле. Преамбула Конституции РФ дает юридически обязательные ориентиры, помогающие пониманию, толкованию и реализации всего ее содержания в соответствии с мотивами ее создания и ее подлинным смыслом 1 .
1 Комментарий к Конституции Российской Федерации / Общ. ред. Ю.В. Кудрявцева. С. 13.