Как уже отмечалось, важнейшее значение имеет ст. 1 Конституции РФ, поскольку она дает определение Российской Федерации, перечисляя ее важнейшие признаки, которые затем конкретизируются в Основном Законе. Российская Федерация определяется как демократическое, федеративное, правовое государство.
Определение России как федеративного государства конкретизируется далее в конституционных положениях о суверенитете Российской Федерации, верховенстве ее Конституции и законов на всей территории России и т.д. (ст. 4), о составе равноправных субъектов Российской Федерации и основах федеративного устройства (ст. 5), о единстве гражданства Российской Федерации (ст. 6), органах государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации (ст. 11).
Важнейшими для понимания основ конституционного строя являются нормы, сформулированные в ст. 5 Конституции РФ:
1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов Российской Федерации.
2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеют свои уставы и законодательство.
3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.
4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.
Таким образом, в ч. 1 ст. 5 Конституции РФ дана структурная характеристика Российской Федерации как федеративного государства. Разнообразие форм составляющих Федерацию образований — результат исторического развития России, особенностей ее национального состава:
— республики (в эпоху СССР они именовались автономными) являются национально-государственными образованиями, в границах которых самоопределились национальные общности, отличающиеся своеобразием языка, культуры и быта;
— края (ранее крупные административно-территориальные единицы, в состав которых входили автономные области и автономные округа);
— области (традиционно именуемые крупные административно-территориальные единицы, в некоторых из них были и остаются автономные округа);
— города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург (Ленинград), в советском прошлом — города республиканского подчинения; а с 2014 г. — Севастополь 1 , в советский период — самостоятельный административно-хозяйственный центр, также отнесенный с 1948 г. к категории городов республиканского подчинения 2 ) представляют собой территориально-государственные образования с достаточно однородным, преимущественно русским, населением;
1 В соответствии с Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (СЗ РФ. 2014. № 12. Ст. 1201).
2 Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 29 октября 1948 г. № 761/2 «О выделении города Севастополя в самостоятельный административно-хозяйственный центр» // Государственный архив г. Севастополя. Ф. Р-79. Оп. 2. Д. 103. Л. 229; Сборник законов РСФСР и Указов Президиума Верховного Совета РСФСР. 1946 — 1954 гг. М., 1955. С. 99.