1 Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1990. № 2. Ст. 22.
Конституция РФ обеспечивает самоопределение народов в пределах Российской Федерации; ее субъекты не наделены правом выхода из состава Федерации. Это положение согласуется с международно-правовыми нормами. В Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 24 октября 1970 г., в разделе о принципе равноправного самоопределения народов указывается, что каждое государство должно воздерживаться от любых действий, направленных на частичное или полное нарушение национального единства и территориальной целостности любого другого государства или страны 1 .
1 Международное право в документах. М., 1992. С. 4 — 12.
Последняя часть ст. 5 Конституции РФ 1993 г. конкретизирует положение первой части этой статьи о равноправии субъектов Федерации. Согласно зафиксированной в ней норме все субъекты Федерации независимо от вида, во-первых, без каких-либо изъятий обладают равными правами во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти в государственно-правовой, бюджетной и других сферах; во-вторых, каждый из них вступает в эти отношения непосредственно, что имеет особое значение для автономной области, находящейся в составе края, и автономных округов, находящихся в составе области. Формы и процедуры указанных взаимоотношений определяются Конституцией РФ (ч. 2 ст. 95, ст. 104, ч. ч. 2, 5 ст. 125, ст. ст. 124, 135, 136 и др.), Федеральным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий, соглашениями в системе исполнительной власти и федеральными законами (ч. 3 ст. 11, ст. 76, ч. 3 ст. 78 и др. Конституции РФ).
Нормы гл. 2 Конституции РФ, закрепляющие права и свободы человека и гражданина, устанавливают жесткие рамки для органов государственной власти как Федерации, так и ее субъектов, очерчивая меру возможного и должного в их деятельности. Это прежде всего ст. ст. 17, 19, 26, 27, 29, а также ч. ч. 2, 3 ст. 55, ст. 64 и др. Основного Закона. В частности, Конституция РФ в императивной форме не допускает самой возможности ограничения прав и свобод человека и гражданина законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч. ч. 2, 3 ст. 55).
Влияние федеративной природы государства самым непосредственным образом проявляется в структуре, компетенции и порядке (процедурах) деятельности федеральных органов государственной власти и, соответственно, находит отражение в нормах гл. 4 — 7 Конституции РФ. Это касается Президента России (ст. ст. 80, 83, 85, 88, 89, 93), Федерального Собрания — в особенности Совета Федерации (ст. ст. 95, 100, 101, 102, 104 — 108), Правительства РФ (ст. 114). При этом влияние федеративной природы государства на деятельность Правительства РФ более полно отражено в Федеральном конституционном законе от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» 1 .