Пожалуйста активируйте JavaScript и перезагрузите страницу!
Это необходимо для корректной работы сайта
Добро пожаловать на наш ресурс!
Здесь Вы найдете для себя много полезной информации!
linuxprof.ru

Конституционное право России. Учебник — Страница 169 — Ваш юрист

Конституционное право России. Учебник

 

1 СЗ РФ. 1997. № 51. Ст. 5712.

С переходом Российского государства к федеративному устройству существенные изменения произошли в конституционном регулировании судебной власти (ст. ст. 118, 124, 125, 128 Конституции РФ).

Федеративный характер государства нашел отражение в нормах Основного Закона, посвященных конституционным поправкам и пересмотру Конституции. В этот процесс органично и очень тесно включены субъекты Федерации (ст. ст. 134 — 137 Конституции РФ).

Как уже отмечалось, в ст. ст. 71 — 73 Конституции РФ производится разграничение предметов ведения между Федерацией и ее субъектами.

Предмет ведения Российской Федерации — сфера общественных отношений, регулирование которой отнесено Конституцией РФ исключительно к компетенции федеральных органов государственной власти Российской Федерации. Главными гарантиями суверенитета и территориальной целостности, верховенства федерального законодательства является осуществление Федерацией законодательной и исполнительной деятельности в сферах общественных отношений, обеспечивающих национальную безопасность, права и свободы человека и гражданина.

В ст. 71 Конституции РФ закреплен исчерпывающий перечень предметов ведения Российской Федерации. Он включает в себя сферы деятельности Российской Федерации, объекты, функции и полномочия, по которым установлена исключительная компетенция федеральных органов государственной власти (Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ и др.). Только эти органы вправе издавать по перечисленным в названной статье предметам ведения Российской Федерации присущие им правовые акты, осуществляя тем самым нормативное регулирование и текущее управление.

В ч. 1 ст. 76 Конституции РФ закреплено, что по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации. Отнесение того или иного вопроса к ведению Российской Федерации не означает невозможности его урегулирования иными, помимо закона, нормативными актами, кроме случаев, когда сама Конституция РФ исключает это, требуя для решения конкретного вопроса принятия именно федерального конституционного либо федерального закона. Поэтому впредь до принятия соответствующих законодательных актов по предметам исключительного ведения Российской Федерации могут издаваться также указы Президента РФ.

В соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами, принятыми по предметам ведения Российской Федерации, Президент РФ, Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти издают свои нормативные правовые акты.

В ст. 72 Конституции РФ приводится исчерпывающий перечень предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации — это сферы общественных отношений, правовое регулирование которых отнесено Конституцией РФ как к компетенции федеральных органов государственной власти, так и к компетенции органов государственной власти субъектов Федерации. Предметы совместного ведения предполагают, что Федерация и ее субъекты реализуют свои полномочия в этой сфере согласованно, с учетом интересов друг друга.

Наличие значительной сферы совместного ведения Федерации и ее субъектов, закрепленной ст. 72 Конституции РФ, является одним из признаков кооперативной модели федерализма, сущность которого состоит в развитии отношений координации и сотрудничества между Федерацией и ее субъектами, для чего создаются соответствующие правовые и институциональные условия.

Пожертвование на развитие ресурса