Еще одним элементом кооперативной модели федерализма является формирование механизмов совместного осуществления государственной власти органами Федерации и ее субъектов. Это выражается путем установления различных форм реализации полномочий по предметам совместного ведения через совместное законотворчество и согласование деятельности федеральных и региональных органов государственной власти, создания института представителей субъектов Федерации при Президенте и Правительстве РФ, в создании различного рода координационных структур.
Наиболее полно принципы кооперативного федерализма проявили себя в нормах Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации».
Так, например, ч. 3 ст. 44 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» устанавливает, что «Правительство Российской Федерации в пределах своих полномочий разрешает споры и устраняет разногласия между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Для разрешения споров и устранения разногласий создаются согласительные комиссии из представителей заинтересованных сторон».
Ранее действовавший Федеральный закон «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации» 1 содержал специальную статью (ст. 7), которая называлась «Принцип согласования интересов Российской Федерации и интересов субъектов Российской Федерации». В ней, в частности, указывалось, что «в процессе принятия федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, заключения договоров, соглашений согласование интересов Российской Федерации и интересов субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации».
1 Утратил силу с 7 июля 2003 г. в связи с принятием Федерального закона от 4 июля 2003 г. № 95-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (СЗ РФ. 2003. № 27 (ч. 2). Ст. 2709).
Отдельная статья этого Закона была посвящена согласительным процедурам, с помощью которых должны были разрешаться споры, связанные с разграничением предметов ведения и полномочий:
«Статья 29. Согласительные процедуры
1. Споры, связанные с разграничением предметов ведения и полномочий, передачей осуществления части полномочий, должны разрешаться заинтересованными сторонами путем проведения переговоров и использования иных согласительных процедур.
2. В случае необходимости стороны договора, соглашения могут создавать согласительные комиссии.
3. В соответствии с Конституцией Российской Федерации Президент Российской Федерации может использовать согласительные процедуры для разрешения споров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации по вопросам, связанным с разграничением предметов ведения и полномочий, передачей осуществления части полномочий. В случае недостижения согласованного решения Президент РФ может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда».
Представляется, что при совершенствовании конституционно-правового регулирования федеративных отношений в новом законодательстве аналогичная практика и процедуры должны сохраняться.