Сегодня ясно одно: страна еще не прошла «точку возврата» в своем движении к федерализму, и в настоящее время нельзя дать однозначный ответ, какая версия федерализма победила в действительности.
Несмотря на то что сегодня в федеральном центре в определенной степени возобладала психология централизма (в том числе и как реакция на попытки региональных властей в 1990-х годах «явочным порядком» присвоить некоторые полномочия федерального уровня), нельзя сказать, что именно эта модель стала или станет в ближайшее время главенствующей. Например, отдельные идеи «параллельного» федерализма сегодня перенимает центр, а субъекты Федерации, столкнувшись с попытками Федерации вернуть в политическую практику методы администрирования во взаимоотношениях с регионами, начинают открывать для себя ценности федерализма «кооперативного».
Таким образом, становление подлинно федеративных отношений в России — сложный, нелинейный динамичный процесс, в котором участвует множество субъектов на самых разных уровнях. Как уже отмечалось, концептуальные основы и принципы нового федеративного устройства страны были закреплены в Конституции РФ 1993 г. в качестве нормативной модели будущего, которое еще предстояло построить. Для успешного решения этой задачи особое значение имеет деятельность тех институтов государства, которые в силу своего конституционного статуса и полномочий способны непосредственно влиять на масштаб, темпы и качество воплощения концептуальных основ российской федеративной модели в действительность.
Сложившаяся в настоящее время ситуация делает особенно значимой роль Конституционного Суда РФ как «охранителя» и главного проводника идей кооперативного федерализма, основы которого установлены Конституцией РФ.
Вопросы и задания для самоконтроля
Расскажите об основных этапах развития федеративных идей в истории России.
Назовите отличия федеративного устройства государства в СССР и современной России.
Что такое право на сецессию?
Какова природа российского федерализма?
Каковы конституционные основы федеративного устройства государства в России?
В чем сущность кооперативного федерализма?
Глава 9. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС
СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Конституция РФ исходит из необходимости сохранения исторически сложившегося государственного единства, стабильности и конституционного правопорядка на всей территории Российской Федерации. Вместе с тем, учитывая сложившиеся традиции и специфику государственно-правового регулирования в этой сфере, она допускает особенности в конституционно-правовом статусе отдельных субъектов Федерации, связанные с факторами исторического, национального и иного характера 1 . Эти особенности отражены, в частности, в ст. 66. Признание Конституцией РФ наличия особенностей в конституционно-правовом статусе отдельных субъектов Федерации не означает нарушения принципа равноправия частей, составляющих Федерацию, и тем более — наличия некоей иерархии в их статусах. Конституционный смысл понятия «статус субъекта Российской Федерации» вытекает из системного анализа положений Основного Закона, важнейшими из которых являются нормы, сформулированные в ч. 1 ст. 5, где дана структурная характеристика Российской Федерации как федеративного государства: «Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов Российской Федерации».