9. К ведению субъекта Федерации относятся две группы вопросов: первая — в сфере совместного ведения Российской Федерации и субъекта Федерации; вторая — полномочия субъекта Федерации, принадлежащие ему за пределами сферы совместного ведения.
Особенности конституционно-правового статуса различных субъектов Федерации приведены в таблице 3:
Таблица 3
Особенности конституционно-правового статуса субъектов
Российской Федерации
Субъект Федерации | Особенности конституционно-правового статуса |
Республика | 1) по своему конституционно-правовому статусу является государством в составе Российской Федерации, обладающим всей полнотой государственной власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые находятся в ведении федеральных органов государственной власти (ч. 2 ст. 5 Конституции РФ);
2) конституционно-правовой статус определяется Конституцией РФ и Конституцией республики (ч. 2 ст. 5, ч. 1 ст. 66); 3) имеет свою Конституцию и законодательство (ч. 2 ст. 5); 4) вправе устанавливать свои государственные языки (ч. 2 ст. 68) |
Край, область, город федерального значения | 1) конституционно-правовой статус определяется Конституцией РФ и уставом субъекта Федерации, принимаемым краевым (областным, городским) законодательным (представительным) органом (ч. 2 ст. 5, ч. 2 ст. 66);
2) имеет свое законодательство (ч. 2 ст. 5) |
Автономная область | 1) конституционно-правовой статус определяется Конституцией РФ и уставом автономной области, принимаемым законодательным (представительным) органом автономной области (ч. 2 ст. 5, ч. 2 ст. 66);
2) конституционно-правовой статус может быть конкретизирован в федеральном законе об автономной области, принятом по представлению законодательных и исполнительных органов автономной области (ч. 3 ст. 66); 3) имеет свое законодательство (ч. 2 ст. 5); 4) гарантируется право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития (ч. 3 ст. 68) |
Автономный округ | 1) конституционно-правовой статус определяется Конституцией РФ и уставом автономного округа, принимаемым законодательным (представительным) органом автономного округа (ч. 2 ст. 5, ч. 2 ст. 66);
2) конституционно-правовой статус может быть конкретизирован в федеральном законе об автономном округе, принятом по представлению законодательных и исполнительных органов автономного округа (ч. 3 ст. 66); 3) конституционно-правовые отношения автономных округов, входящих в состав иного субъекта Федерации, могут регулироваться федеральным законом и договором между соответствующим автономным округом и этим субъектом Федерации (ч. 4 ст. 66); 4) имеет свое законодательство (ч. 2 ст. 5); 5) гарантируется право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития (ч. 3 ст. 68) |
§ 1. Конституционно-правовой статус республики
в составе Российской Федерации
По состоянию на 2016 г. в составе Российской Федерации в качестве ее субъектов в настоящее время находятся 22 республики: Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Крым, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия — Алания, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика — Чувашия (ст. 65 Конституции РФ).