1 Постановление Конституционного Суда РСФСР от 13 марта 1992 г. № П-РЗ-I «По делу о проверке конституционности Декларации о государственном суверенитете Республики Татарстан от 30 августа 1990 года, Закона Республики Татарстан от 18 апреля 1991 года «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона) Республики Татарстан», Закона Республики Татарстан от 29 ноября 1991 года «О референдуме Республики Татарстан», Постановления Верховного Совета Республики Татарстан от 21 февраля 1992 года «О проведении референдума Республики Татарстан по вопросу о государственном статусе Республики Татарстан» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 13. Ст. 671.
2 Постановление Верховного Совета Республики Татарстан от 21 февраля 1992 г. «О проведении референдума Республики Татарстан по вопросу о государственном статусе Республики Татарстан» // Советская Татария. 1992. 25 февраля.
С учетом этого Конституционный Суд РФ с пониманием и одобрением отнесся к стремлению многонационального народа Республики Татарстан развивать и укреплять республиканскую государственность, гарантирующую равенство прав граждан независимо от национальной принадлежности или вероисповедания, позитивно оценил стремление к демократическому разрешению языковой проблемы. Тем самым были открыты возможности обновления российского федерализма на новом этапе развития российской государственности, учета в государственно-правовом строительстве России этнических прав населяющих ее народов и их адекватного сочетания с правами и интересами всего многонационального народа Российской Федерации. В связи с исключением упоминания в Конституции Республики Татарстан положений о ее нахождении в составе Российской Федерации и некоторыми другими конституционными новеллами в Татарстане Конституционный Суд РФ сформулировал правовую позицию, согласно которой отношения между Российской Федерацией и республиками в ее составе строятся прежде всего на конституционной основе, а договоры между ними возможны, но также должны базироваться на федеральной Конституции. Эта правовая позиция сегодня применима к отношениям Российской Федерации не только с республиками, но и с другими субъектами Федерации. Следовательно, несмотря на то что Татарстан не подписал Федеративный договор, соответствующие положения стали для него обязательными в силу Конституции. Действующая Конституция РФ 1993 г. специально установила в абз. 4 п. 1 разд. II «Заключительные и переходные положения», что в случае несоответствия положениям Конституции РФ положений Федеративного договора действуют положения Конституции. С изложенной выше правовой позицией связана и более частная правовая позиция, которая выводится из содержания Постановления Конституционного Суда РФ. Заключается она в том, что федеративное устройство государства с необходимостью предполагает верховенство федеральных законов над законами субъектов Федерации, за исключением случаев, когда законы субъектов Федерации изданы по предметам их исключительного ведения. Это исключение Конституционный Суд РФ подтвердил в Постановлении специально. Очевидно, что признание абсолютного верховенства законов субъектов Федерации разрушает Федерацию, лишает ее качества государства.
Необходимо остановиться еще на одной позиции Конституционного Суда РФ, сформулированной в Постановлении. Речь идет о возможности изменения государственно-правового статуса республики. Конституционный Суд решил, что республика имеет право на постановку вопроса о своем государственно-правовом статусе, поскольку это право производно от права народа на самоопределение. Однако при этом в соответствии с требованиями международного права необходимо соблюдать принцип территориальной целостности России и права человека. Отсюда следует, как указал Конституционный Суд РФ, недопустимость одностороннего установления республикой права на выход из Российской Федерации, ибо тем самым было бы нарушено территориальное единство федеративного государства и национальное единство населяющих его народов, а это в свою очередь наносит ущерб конституционному строю России, несовместимо с международными нормами о правах человека и правах народов. Действительно, право народов на самоопределение является международно признанным принципом, однако реализация его не должна наносить неоправданного ущерба как жителям соответствующей республики, так и остальным субъектам Федерации. Ведь не все жители республики могут желать выхода из Федерации, и даже если этого желает большинство, законные интересы меньшинства должны быть гарантированы. Все субъекты Федерации тесно связаны между собой, и от каждого из них зависит выполнение Федерацией своих обязательств перед другими субъектами Федерации и перед гражданами. Поэтому Конституционный Суд РФ и указал, что единственно правомерным и справедливым средством решения данной проблемы следует считать основанный на законе переговорный процесс с участием всех заинтересованных субъектов Федерации.