Пожалуйста активируйте JavaScript и перезагрузите страницу!
Это необходимо для корректной работы сайта
Добро пожаловать на наш ресурс!
Здесь Вы найдете для себя много полезной информации!
linuxprof.ru

Конституционное право России. Учебник — Страница 189 — Ваш юрист

Конституционное право России. Учебник

Следует отметить здесь еще одну правовую позицию, связанную с рассматриваемой проблематикой. Состоит она в том, что изменение государственного статуса республики может иметь место без изменения территории и границ Федерации. Это также относится к любому субъекту Федерации. В связи с актуальностью изложенных правовых позиций следует упомянуть ч. 3 ст. 5 действующей Конституции РФ, согласно которой федеративное устройство России основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов, равноправии и самоопределении народов в Федерации.

Правовые позиции Конституционного Суда РФ, касающиеся института референдума, также сохраняют актуальность. Учитывая, что сегодня субъектами Федерации являются не только республики, первую из них можно сформулировать следующим образом: субъекты Федерации самостоятельны в регулировании ими оснований и порядка проведения своих референдумов в пределах своего ведения. Эти пределы относятся в настоящее время не только к предмету референдумов и к их порядку, который не должен нарушать прав граждан на участие в референдуме, гарантированных на основании п. «в» ст. 71 действующей Конституции РФ текущим федеральным законодательством, в частности Федеральным законом от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» 1 .

 

1 СЗ РФ. 2002. № 24. Ст. 2253.

Главные выводы Конституционного Суда, содержащиеся в его Постановлении от 13 марта 1992 г. № П-РЗ-I, в том числе о строительстве отношений федеральных органов государственной власти и субъектов Федерации, верховенстве федеральных законов над законами субъектов Федерации, соблюдении при осуществлении права народов на самоопределение принципа территориальной целостности и прав человека, недопустимости одностороннего установления субъектом Федерации права на выход из состава Российской Федерации и др., оцениваемые теперь сквозь призму Конституции РФ 1993 г., сохраняют свое юридическое, а также политическое и социальное значение.

Позиции федерального центра по проблеме суверенитета субъектов Федерации получили свое развитие в Постановлении Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 г. № 10-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Определении Конституционного Суда РФ от 27 июня 2000 г. № 92-О «По запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке соответствия Конституции Российской Федерации отдельных положений конституций Республики Адыгея, Республики Башкортостан, Республики Ингушетия, Республики Коми, Республики Северная Осетия — Алания, Республики Татарстан» 1 . В этом решении Конституционный Суд РФ изложил уже упоминавшуюся правовую позицию.

 

1 СЗ РФ. 2000. № 29. Ст. 3117.

В частности, Конституционный Суд РФ указал:

Пожертвование на развитие ресурса