Пожалуйста активируйте JavaScript и перезагрузите страницу!
Это необходимо для корректной работы сайта
Добро пожаловать на наш ресурс!
Здесь Вы найдете для себя много полезной информации!
linuxprof.ru

Конституционное право России. Учебник — Страница 191 — Ваш юрист

Конституционное право России. Учебник

Признание Конституцией Российской Федерации суверенитета только за Российской Федерацией воплощено также в конституционных принципах государственной целостности и единства системы государственной власти (ч. 3 ст. 5), верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов, которые имеют прямое действие и применяются на всей территории Российской Федерации, включающей в себя территории ее субъектов (ч. 2 ст. 4; ч. 1 ст. 15, и ч. 1 ст. 67)…

Исходя из этих конституционных принципов, все правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, в том числе конституции республик, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Законы же и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции Российской Федерации, подлежат применению лишь в части, ей не противоречащей, что прямо предусмотрено пунктом 2 раздела второго «Заключительные и переходные положения». Пунктом 1 того же раздела закреплен также приоритет положений Конституции Российской Федерации перед положениями Федеративного договора…

Приоритет положений Конституции Российской Федерации имеет место при определении как статуса субъектов Российской Федерации, так и предметов ведения и полномочий органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти ее субъектов. Следовательно, содержащееся в ст. 11 (ч. 3) Конституции Российской Федерации положение о том, что разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов осуществляется на основе Конституции Российской Федерации, Федеративного и иных договоров о разграничении предметов ведения и полномочий, предполагает, что все указанные договоры должны соответствовать Конституции Российской Федерации, и потому любое допускавшееся ими ограничение либо разделение суверенитета Российской Федерации исключается.

Как следует из преамбулы, ст. 3 (ч. 3) и п. 1 раздела 2-го «Заключительные и переходные положения» Конституции Российской Федерации, принятая всенародным голосованием Конституция Российской Федерации как таковая является актом высшего непосредственного выражения власти многонационального российского народа в целом. Поэтому положения Федеративного договора, предусматривавшие суверенитет республик и позволявшие тем самым обосновывать ограничения суверенитета Российской Федерации, ее конституционно-правового статуса и полномочий, что нашло отражение в конституциях ряда республик, не могут действовать и не подлежат применению как противоречащие Конституции Российской Федерации» 1 .

 

1 СЗ РФ. 2000. № 29. Ст. 3117.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 г. № 10-П положения Конституции Республики Алтай о суверенитете Республики, взаимосвязанные с положениями о народе Республики как носителе этого суверенитета и единственном источнике государственной власти в Республике, признаны не соответствующими Конституции РФ, ее ст. ст. 3 (ч. 1), 4 (ч. ч. 1 и 2), 5, 66 (ч. ч. 1 и 5), 71 (п. «б»).

Отрицание права субъектов Федерации на сецессию, односторонний выход из состава Федерации не являются умалением прав ее субъектов. Неслучайно данное право не просто отсутствует в конституциях абсолютного большинства федеративных государств (кроме Эфиопии), в том числе и вполне демократических (США, ФРГ, Швейцария и др.), но в некоторых даже запрещена его пропаганда (Индия).

Пожертвование на развитие ресурса