Пожалуйста активируйте JavaScript и перезагрузите страницу!
Это необходимо для корректной работы сайта
Добро пожаловать на наш ресурс!
Здесь Вы найдете для себя много полезной информации!
linuxprof.ru

Конституционное право России. Учебник — Страница 199 — Ваш юрист

Конституционное право России. Учебник

2. Базовыми правовыми основами для автономного округа являются (ст. 66): Конституция РФ; устав округа; федеральный закон об автономном округе; федеральный закон об основах отношений края, области и входящего в их состав автономного округа; двусторонний договор об отношениях округа и края, области.

3. К ведению автономного округа относятся две группы вопросов: первая — в сфере совместного ведения Российской Федерации и автономного округа как субъекта Федерации; вторая — полномочия автономного округа, принадлежащие ему за пределами сферы совместного ведения (отражается в уставе автономного округа).

Единственная статья, «осложняющая» логическую ясность конституционной конструкции федеративной системы современной России — это ст. 66 Конституции РФ. Часть 4 этой статьи начинается так: «отношения автономных округов, входящих в состав края или области…» В отличие от предыдущего Основного Закона эта норма не ориентируется на волю самого автономного округа, т.е. больше не предусматривает его право выйти из состава области или края и непосредственно войти в состав Российской Федерации, а просто констатирует фактическое положение дел — «вхождение в состав». Конституционная норма ч. 4 ст. 66 не отрицает того факта, что автономный округ является субъектом Федерации, а только упоминает об особенностях правового положения автономных округов, входящих в состав края, области, как одной из разновидностей субъектов Федерации.

Проблематичность и сложность статуса этих субъектов Федерации обусловлена тем, что в тексте федеральной Конституции не раскрывается содержание использованного в ч. 4 ст. 66 понятия «вхождение» автономного округа в состав края или области и соотношение этого понятия с понятием «равноправие» всех субъектов Федерации.

Разрешить проблемы конституционно-правовых статусов АО и областей, в составе которых они находятся, пытался Конституционный Суд РФ. 14 июля 1997 г. Конституционный Суд принял Постановление о толковании содержащегося в ч. 4 ст. 66 Конституции РФ положения о вхождении автономного округа в состав края, области, основанием которого выступили представления областной Думы Тюменской области и окружных Дум Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов 1 .

 

1 Постановление Конституционного Суда РФ от 14 июля 1997 г. № 12-П «По делу о толковании содержащегося в части 4 статьи 66 Конституции Российской Федерации положения о вхождении автономного округа в состав края, области» // СЗ РФ. 1997. № 29. Ст. 3581.

Так, Конституционный Суд РФ установил, что ч. 4 ст. 66 Конституции РФ о вхождении автономного округа в состав края, области носит констатирующий характер. Употребление термина «входящий» означает признание Конституцией РФ существовавшего до ее вступления в силу положения, согласно которому автономные округа, не оформившие изменение своего статуса, по-прежнему входят в состав соответствующего края или области. Толкование положения ч. 4 ст. 66 Конституции РФ исходит из признания юридического и фактического вхождения автономного округа в соответствующие край или область как особенности их статуса наряду с построением их взаимоотношений на основе провозглашенного Конституцией РФ равноправия субъектов Федерации (края, области и автономного округа). Вместе с тем Конституционный Суд РФ установил, что «принцип равноправия доминирует в статусе субъекта Федерации, что находит отражение в статьях 5 (ч. ч. 1 и 4), 72 (ч. 2), 76 (ч. 4) Конституции Российской Федерации». Однако по тому же Постановлению принцип равноправия субъектов Федерации не исключает вхождения автономного округа в состав края, области. По мнению Конституционного Суда РФ, вхождение одного субъекта Федерации в состав другого является реальным лишь в том случае, если происходит включение его территории и населения в состав территории и населения другого субъекта: край, область, в состав которых входит автономный округ, представляют собой государственно-территориальные образования, включающие наряду с административно-территориальными единицами (муниципальными образованиями) другое государственно-территориальное образование, являющееся субъектом Федерации и одновременно составной, хотя и особой, частью края, области.

Пожертвование на развитие ресурса