Пожалуйста активируйте JavaScript и перезагрузите страницу!
Это необходимо для корректной работы сайта
Добро пожаловать на наш ресурс!
Здесь Вы найдете для себя много полезной информации!
linuxprof.ru

Конституционное право России. Учебник — Страница 201 — Ваш юрист

Конституционное право России. Учебник

Иными словами, Конституционный Суд РФ отдает предпочтение договорному способу решения проблем сложносоставных субъектов Федерации. Но как быть в случае, если согласия между участниками «сложносоставного субъекта» достичь не удается?

Рассматриваемая проблема может быть частично решена путем принятия специального федерального закона, упоминаемого в ч. 2 ст. 65 Конституции РФ. Другим способом может быть использование механизма «укрупнения» субъектов Федерации в соответствии с Федеральным конституционным законом «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации». Допустимость такого решения подтверждается, в частности, практикой объединения («укрупнения») в 2003 — 2008 гг.

Наконец, может быть изменен статус сложносоставных субъектов Федерации на основе специального федерального конституционного закона, предусмотренного ч. 5 ст. 66 Конституции РФ. Одним из вариантов изменения статуса может быть выход автономного округа из состава края, области.

Таким образом, в тексте самого Основного Закона заложено несколько конституционных механизмов разрешения «юридического парадокса» нынешнего статуса автономных округов.

§ 4. Особенности конституционно-правового статуса

Калининградской области как территории

федерального значения

Как уже отмечалось, Конституция РФ предоставляет широкие творческие возможности и необходимые правовые инструменты для решения сложных вопросов геополитического характера. Речь, в частности, идет о защите интересов России на эксклавной 1 части ее территории, которой является Калининградская область.

 

1 Эксклав — составная (несуверенная) часть страны, которая в силу разных исторических причин оказалась отделена от основной территории и окружена другими государствами, для которых она является анклавом.

Как известно, Калининградская область — единственный субъект Российской Федерации, чья территория отделена от остальной части страны территориями иностранных государств, а административная граница области имеет статус государственной границы Российской Федерации. В силу своего уникального географического положения этот регион имеет особое значение для национальной безопасности России, а также внешнеполитических, оборонных и экономических интересов государства на Балтике и в Европе в целом. Этим и предопределен его особый конституционно-правовой статус.

После распада СССР, когда в условиях глубокого кризиса российский эксклав оказался экономически и фактически отрезан от «материковой» России, остро встал вопрос о статусе Калининградской области. В регионе, исторически имевшем самые тесные связи с Европой, широко обсуждались идеи его присоединения к Польше или Литве.

Для того чтобы решить наиболее острые вопросы социально-экономического развития Калининградской области (в первую очередь сохранения в области определенного экономического потенциала и уровня жизни населения, насыщения региона необходимыми товарами и услугами в условиях его изоляции от основной территории Российской Федерации), было принято решение о создании на территории региона Особой экономической зоны. Эта зона действует с 1996 г. и имеет преимущественно компенсационный характер.

Тем не менее этот инструмент не является достаточным в динамично меняющихся внешне- и внутриполитических условиях. Калининградская область как пилотный регион взаимовыгодного партнерства может и должен стать образцом новых отношений в Европе. Здесь должны отрабатываться вопросы формирования совместной системы обеспечения российско-европейской безопасности, создания трансконтинентальных транспортных коммуникаций с сопутствующей инфраструктурой, энергетической основы единого российско-европейского экономического пространства, а также систем управления российско-европейскими интеграционными процессами.

Пожертвование на развитие ресурса