Главы районов области назначаются губернатором Калининградской области.
Руководители «силовых» структур Калининградской области являются по должности заместителями министров соответствующих федеральных министерств и ведомств.
Статус Калининградской областной думы не меняется. Она является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти Калининградской области. Единственное ограничение касается следующих вопросов:
— в случае вынесения недоверия губернатору вопрос о его отставке решает не Калининградская областная дума, а Президент РФ;
— в случае преодоления Калининградской областной думой решения губернатора об отклонении закона Калининградской области губернатор может использовать механизм «отлагательного вето» (отложить на шесть месяцев подписание спорного закона и создать согласительную комиссию).
2. Установление особенностей в применении общефедерального экономического законодательства на территории области.
В Калининградской области могут устанавливаться временные изъятия из общефедерального экономического (налогового, таможенного, бюджетного и др.) законодательства.
Президент РФ может своими указами регулировать особенности экономической деятельности в Калининградской области до принятия соответствующих федеральных законов.
Калининградская область раньше, чем Россия в целом, может быть подключена в качестве ассоциированного участника к процессу расширения Европейского союза (на основе международных договоров и соглашений Российской Федерации, а также соответствующего федерального законодательства).
В целях усиления централизации государственного управления Калининградской областью и проведения единой экономической политики можно было бы в дальнейшем использовать такие косвенные механизмы, как установление дополнительных количественных ограничений (предельный объем дефицита бюджета, предельный объем государственного долга субъекта Федерации, предельный объем заимствований) и качественных требований (обеспечение минимальных государственных стандартов финансирования бюджетных услуг) к бюджетной политике и бюджетному процессу в Калининградской области.
Вопросы и задания для самоконтроля
Назовите основные характеристики и особенности конституционно-правового статуса республики в составе Российской Федерации.
Назовите основные характеристики и особенности конституционно-правового статуса краев, областей, городов федерального значения.
Назовите основные характеристики и особенности конституционно-правового статуса автономных округов, автономной области.
В чем сущность основного принципа федерализма — «равноправие субъектов»?
Каковы особенности конституционно-правового статуса города федерального значения Москвы — столицы Российской Федерации?
Каковы правовые основания вхождения в состав Российской Федерации Республики Крым?
Расскажите об особенностях статуса города федерального значения Севастополь.
Проанализируйте, какие возможности предоставляет действующая Конституция для закрепления особенностей конституционно-правового статуса Калининградской области.
Раздел VI. СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Глава 10. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СТАТУСА
ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
§ 1. Понятие и признаки государственного органа
Российской Федерации
Термин «государство», как и само явление, является чрезвычайно многогранным. В специальной государствоведческой литературе под государством понимается прежде всего особая, универсальная для данного общества политическая организация, обладающая публичной (государственной) властью и специализированным аппаратом управления обществом.
Реализация государственной власти, ее воплощение в государственно-властных полномочиях, когда «она материализуется в огромном множестве властных актов и деяний, раскладывается на общие и конкретные веления» 1 , предполагает образование ее (государственной власти) субъектов (носителей). Государственная власть в лице своих органов и с помощью права определяет границы, меру и объем властных полномочий других субъектов — общественных организаций, органов самоуправления и др.