Пожалуйста активируйте JavaScript и перезагрузите страницу!
Это необходимо для корректной работы сайта
Добро пожаловать на наш ресурс!
Здесь Вы найдете для себя много полезной информации!
linuxprof.ru

Конституционное право России. Учебник — Страница 204 — Ваш юрист

Конституционное право России. Учебник

 

1 Тихомиров Ю.А. Публичное право. М., 1995. С. 135.

Юридическая литература в системе конституционного права выделяет один из основополагающих институтов данной отрасли — органы государства. Этот институт составляют нормы, закрепляющие систему государственной власти, виды органов государства, принципы их образования и деятельности.

Одной из основополагающих категорий науки «Конституционное право», ее раздела, исследующего соответствующие нормы и общественные отношения в сфере организации государственной власти, является понятие государственного органа.

Для поддержания нормальной жизнедеятельности общества, решения задач и выполнения функций государства необходимо создание общественных и государственных организаций. Важнейшими из числа последних являются государственные органы. Органы государства — это один из каналов, через которые народ, согласно Конституции РФ (ст. 3), осуществляет свою власть.

Для органов государства характерны следующие основные черты:

1. Государственный орган уполномочен государством осуществлять его задачи и функции. При этом он может выполнять ряд функций. Так, арбитражный суд осуществляет судебную власть при разрешении возникающих в процессе предпринимательской деятельности споров, вытекающих из гражданских правоотношений (экономические споры) либо из правоотношений в сфере управления; милиция призвана защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и т.д.

2. Орган государства наделен государственно-властными полномочиями. Наличие их — важнейшая черта, определяющий признак государственных органов, отличающий их от общественных организаций, а также от государственных учреждений и предприятий.

Властные полномочия выражаются в том, что государственные органы могут решать в пределах предоставленных им прав определенные вопросы, издавать акты, обязательные к исполнению другими органами, должностными лицами и гражданами, и обеспечивать исполнение изданных ими актов 1 . Государственно-властные полномочия присущи всем органам государства, которые поэтому и названы Конституцией РФ органами государственной власти. Другое дело, что эти полномочия у различных государственных органов могут иметь различные формы проявления в зависимости от тех конкретных задач и функций, которые они выполняют.

 

1 См. подробнее: Гриценко Е. Разграничение и передача полномочий в системе публично-властных отношений // Сравнительное конституционное обозрение. 2009. № 2 (69). С. 72 — 91; Берг О.В. Классификация властных полномочий и оптимизация системы органов власти // Государственная власть и местное самоуправление. 2001. № 3. С. 5 — 7; Крылов Б.С. Распределение властных полномочий в федеральной системе // Московская конференция «Право и экономическое сотрудничество», 19 — 21 сентября 1990 г.: Тезисы выступлений советских и американских докладчиков. М., 1990. С. 9 — 10; Литвишко О.В. Юридические государственно-властные полномочия как элемент правового статуса правоприменяющих субъектов // Закон и право. 2008. № 8. С. 44 — 47; Нагорная М.А. Роль права в осуществлении властных полномочий // Вестник Нижегород. ун-та им. Н.И. Лобачевского. Вып. 2: Власть и право. 2003. Вып. 2 (7). С. 80 — 87.

Пожертвование на развитие ресурса