Пожалуйста активируйте JavaScript и перезагрузите страницу!
Это необходимо для корректной работы сайта
Добро пожаловать на наш ресурс!
Здесь Вы найдете для себя много полезной информации!
linuxprof.ru

Конституционное право России. Учебник — Страница 206 — Ваш юрист

Конституционное право России. Учебник

Понимание Российского государства как целостной социальной системы 1 со своими элементами, системообразующими связями часто встречается в юридической литературе 2 . При этом анализируется не только государство в целом, но и его важнейшие составные части, каждая из которых рассматривается, с одной стороны, как подсистема государства как целостного явления, а с другой — как самостоятельная система, имеющая в свою очередь подсистемы на следующем уровне. Таким образом, системный подход позволяет более полно раскрыть свойство государства, рассматриваемого как целенаправленно организованное единство отдельных, но взаимоувязанных и взаимосогласованных компонентов, функционирование которых направлено на достижение общей цели.

 

1 Система — это множество элементов с отношениями и связями между ними, образующее определенную целостность (Философская энциклопедия. М., 1970. Т. 5. С. 18).

2 Спиридонов Л.И. Теория государства и права: Учебник. М., 1996. С. 25 — 38; Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов. М., 2001. С. 143 — 145; Чинчиков А.А. Целостность государства: вопросы теории: Автореф. дис. … д-ра юрид. наук. М., 1995. С. 3 — 4, 7.

Механизм государства, основу которого составляет государственный аппарат, является составной частью демократии (народовластия) в Российской Федерации. Указанный государственный аппарат активно взаимодействует с институтами прямой демократии, местного самоуправления, общественно-представительных структур.

Орган государства имеет определенное внутреннее организационное строение. С этой точки зрения его можно охарактеризовать как первичную систему в государственном аппарате. И как любая система, орган имеет определенную структуру, т.е. комплекс взаимообусловленных внутренних связей. Статус государственного органа (а значит, и его структура) регламентируется правовыми нормами.

Совокупность норм, «регулирующих отношения, складывающиеся в процессе организации самой системы государственной службы (федеральная, муниципальная, отраслевая; государственная должность, виды, реестр государственных должностей и служащих), статус государственных служащих, гарантии и процедура его реализации (выполнение государственными служащими своих должностных обязанностей и функций), а также механизм прохождения государственной службы» образуют институт государственной службы. Это комплексный правовой институт, включающий нормы административного (по преимуществу), трудового, финансового, гражданского и других отраслей права, которые регулируют государственно-служебные отношения.

Таким образом, государственный орган — это коллектив граждан, образуемый в установленном законом порядке, имеющий внутреннее строение, уполномоченный государством на осуществление его задач и функций, наделенный государственно-властными полномочиями, действующий в установленном законом порядке и являющийся частью единого государственного аппарата, единой системы органов государства.

Характеристика Российской Федерации как правового государства (ст. 1 Конституции РФ) предполагает урегулирование организации и деятельности государственных органов правовыми нормами и соблюдение этих норм. Верховенство закона, режим законности — необходимый аспект становления российского правового государства. Принципиальное значение для государства имеет положение о том, что процесс осуществления государственной власти регулируется правом, в результате чего властеотношения опосредуются правоотношениями. В Конституции РФ (ст. 15) прямо закреплено, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Пожертвование на развитие ресурса