Каждый орган государства имеет правовой статус и должен действовать соответственно с ним. Статус — явление сложное, состоящее из ряда элементов.
Базу правового положения государственного органа составляют нормы, закрепляющие его сущность как органа государства (см. выше: черты государственного органа). Кроме того, элементами правового статуса государственного органа являются также конкретные социальные цели, на достижение которых должна быть направлена деятельность государственного органа, пространственный (территориальный) предел деятельности, место государственного органа в единой системе органов — государственном аппарате, система его связей с другими органами: подотчетность, подконтрольность, обязательность актов одного государственного органа для другого, другие формы взаимоотношений органов между собой. Одним из элементов правового статуса является ответственность. Для решения проблемы ответственности недостаточно очертить компетенцию органов и должностных лиц: безответственность может присутствовать в работе тех органов и должностных лиц, компетенция которых определена законом.
К элементам правового статуса часто относят также право издания актов определенного наименования и соответствующей статусу органа юридической силы, возможность иметь право юридического лица, право пользования различными государственными символами, право на финансирование из определенного источника.
Таким образом, для выявления правового статуса государственного органа необходимо ответить на вопросы:
1) каков пространственный предел деятельности органа (федеральный, республиканский, областной и т.п.);
2) к какому виду органов он относится по содержанию основной деятельности: орган законодательной власти, орган исполнительной власти, орган судебной власти;
3) кто данный орган учреждает, образует, формирует его состав;
4) кому орган подчинен, подотчетен, подконтролен, поднадзорен и перед кем ответствен, кто может отменять, приостанавливать, изменять и опротестовывать его акты;
5) какова компетенция органа;
6) кто ему подотчетен, подчинен, подконтролен, чьи акты он может отменять, приостанавливать, изменять, опротестовывать и т.д.;
7) каков порядок деятельности государственного органа;
8) какова юридическая сила актов данного органа, каковы официальные наименования этих актов;
9) какими государственными символами орган может пользоваться (герб, флаг и т.д.);
10) каковы источники финансирования органа;
11) обладает ли орган правами юридического лица.
Указанные положения определяют возможность вступления государственного органа в правоотношения, формы и пределы реализации этих правоотношений, которые опосредуют собственно саму организацию и деятельность органа государства.
Необходимым элементом правового статуса любого государственного органа является его компетенция. Компетенция государственных органов по отношению к компетенции государства носит производный характер. Обладая изначальной компетенцией, государство распределяет ее между своими органами таким образом, чтобы они работали слаженно и представляли собой единый механизм, осуществляющий функции государства. Закрепление за органом государства компетенции есть один из способов государственно-правового регулирования поведения субъектов права, организации и упорядочения общественных отношений. В компетенции находит внешнее проявление разделение труда по управлению делами государства, в котором отражаются социальная сущность государства и объективные закономерности развития самого общества. Проявляясь первоначально в сравнительно простых формах, такое разделение труда все более усложняется по мере развития общественных отношений, расширения, дробления и специализации государственных функций. В конечном счете необходимость установления более или менее стабильного разделения труда между государственными органами приобретает столь важное значение, что осознается в качестве основополагающего конституционного принципа всякого государства.