Пожалуйста активируйте JavaScript и перезагрузите страницу!
Это необходимо для корректной работы сайта
Добро пожаловать на наш ресурс!
Здесь Вы найдете для себя много полезной информации!
linuxprof.ru

Конституционное право России. Учебник — Страница 208 — Ваш юрист

Конституционное право России. Учебник

Анализ компетенции государственных органов позволяет определить их функции и назначение. Кроме того, анализ компетенции дает возможность выработать обоснованные рекомендации и предложения по усовершенствованию правового положения органа, изменению и дополнению действующего законодательства.

Слово «компетенция» происходит от латинского слова competere, что означает «добиваться», «соответствовать», «подходить» 1 . В Большой советской энциклопедии «компетенция» определяется как совокупность полномочий (прав и обязанностей) какого-либо органа или должностного лица, установленная законом, уставом данного органа или другими положениями 2 . Кроме того, понятие «компетенция» употребляется в значении «знания и опыт в той или иной области» 3 . Это понятие имеет два прочно вошедших в обиход значения: 1) круг вопросов, в которых данное лицо или лица обладают познаниями («ведают что-то») и 2) круг полномочий (прав и обязанностей — «ведать чем-то») 4 . Понятие «компетенция» обычно формулируют как точно определенный, в зависимости от назначения органа, круг подведомственных ему вопросов с соответствующим объемом правомочий, необходимых для осуществления деятельности. Понятие «компетенция» в равной степени охватывает и права, и обязанности государственного органа, являясь родовым понятием. Права, обязанности — это различные виды полномочий государственного органа. Если права сохраняют за органом известную свободу, выбор при решении тех или иных жизненных ситуаций, то обязанности не оставляют никакого места для усмотрения органа и условия их осуществления всегда точно оговаривают в законе.

 

1 Современный словарь иностранных слов. М., 1993. С. 295.

2 Большая советская энциклопедия. М., 1973. Т. 12. С. 585.

3 Советский энциклопедический словарь. М., 1988. С. 614.

4 Лазарев Б.М. Компетенция органов управления. М., 1972. С. 11 — 12.

Иными словами, права представляют собой меру возможного поведения государственного органа, а обязанности — меру должного его поведения.

Нельзя установить компетенцию органа, не очертив сферу или область приложения данных ему властных полномочий, характер вопросов, которыми надлежит заниматься. Поэтому логически компетенция всякого государственного органа начинается с установления определенной области (сферы) общественных отношений, в рамках которой действует орган государства, т.е. круга его деятельности или тех областей или сфер общественной жизни, на которые направлена деятельность соответствующего органа государства. Этот круг деятельности в его юридически значимом отражении в законодательстве называется предметами ведения органа государства. Причем под предметами ведения понимаются не отдельные вопросы и не совокупность каких-то вопросов, а конкретные области государственной деятельности.

Предметы ведения — структурный элемент понятия «компетенция» — выступают как способ юридического обозначения тех общественных отношений, тех сфер общественной жизни, которые определяются в качестве предмета властных действий органа.

Говоря о компетенции органов государства, необходимо сказать о территориальном (пространственном) факторе, учитываемом при разделении труда между государственными органами.

Пространственные пределы деятельности государственных органов, как правило, устанавливаются на базе федеративного устройства России и административно-территориального устройства субъектов Федерации.

Пожертвование на развитие ресурса