Пожалуйста активируйте JavaScript и перезагрузите страницу!
Это необходимо для корректной работы сайта
Добро пожаловать на наш ресурс!
Здесь Вы найдете для себя много полезной информации!
linuxprof.ru

Конституционное право России. Учебник — Страница 209 — Ваш юрист

Конституционное право России. Учебник

Таким образом, компетенция органа государства является сложной правовой категорией, структура которой складывается из предметов ведения, прав и обязанностей. Причем все составные части компетенции обладают внутренним единством и согласованностью. Компетенция — юридическое выражение функций органов государственной власти, правовая форма осуществления этих функций.

Функции органов государства проявляются через совокупность всех элементов компетенции.

§ 2. Система органов государственной власти

в Российской Федерации

Система — это упорядоченная совокупность элементов, расположенных в определенной последовательности, их взаимосвязанный комплекс, объединенный в единое целое. Система — не просто сумма составляющих ее частей. Это всегда качественно новое образование, которое в своем единстве обладает значительно большим потенциалом и возможностями, чем все его элементы.

Государственный аппарат России как система характеризуется целостностью, упорядоченностью и сложностью. Эти качества придают государственному аппарату принципы, лежащие в основе его организации и деятельности. Именно они обеспечивают необходимую стройность и единство построения органов государства, ту организованность и упорядоченность, которые свойственны всякой рационально построенной системе.

Как и во всякой иной области общественной жизни, принципы функционирования системы государственных органов России — это лежащие в ее основе и выражающие ее сущность исходные руководящие начала, ведущие идеи и установки. Они представляют собой общетеоретические идеи, которые выражают политическую, правовую и организационную природу российского государственного аппарата.

Основными конституционными принципами организации и деятельности государственных органов Российской Федерации являются:

1. Участие народа в организации деятельности органов государства (как один из составных принципов народного суверенитета).

Основные положения этого принципа закреплены в следующих положениях Конституции РФ:

— носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ (ч. 1 ст. 3);

— народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ч. 2 ст. 3);

— граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства непосредственно, а также через своих представителей (ч. 1 ст. 32);

— граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (ч. 2 ст. 32);

— граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе (ч. 4 ст. 32).

2. Одним из важнейших принципов организации системы государственной власти Российской Федерации, согласно Конституции РФ (ст. 10), является разделение исполнительной, законодательной и судебной власти. Разделение властей является структурообразующим и функциональным принципом в целях рациональной организации и контроля государственной власти.

Как подчеркнул Конституционный Суд РФ в Постановлении от 18 января 1996 г. № 2-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного закона) Алтайского края» 1 , разделение властей закрепляется в Конституции РФ в качестве одной из основ конституционного строя Российской Федерации в целом, т.е. не только для федерального уровня, но и для организации государственной власти в ее субъектах. Разделение единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную предполагает установление такой системы правовых гарантий, сдержек и противовесов, которая исключает возможность концентрации власти у одной из них, обеспечивает самостоятельное функционирование всех ветвей власти и одновременно их взаимодействие.

Пожертвование на развитие ресурса