1 СЗ РФ. 2003. № 44. Ст. 4358.
Тем самым создается возможность недопустимо широкого усмотрения правоприменителя при квалификации информационной деятельности представителей организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, как нарушающей установленный для них подп. «ж» п. 7 ст. 48 данного Федерального закона запрет проводить предвыборную агитацию. Это также несовместимо с юридическим равенством, ограничивает свободу массовой информации и право граждан на получение информации, необходимой для формирования свободного волеизъявления на выборах.
Исходя из назначения, смысла и природы института предвыборной агитации, таковой следует признать лишь деятельность, имеющую целью побудить или побуждающую избирателей к голосованию за тех или иных кандидатов (списки кандидатов) или против них. Обоснованность такого понимания предвыборной агитации, в частности, подтверждается и тем, что согласно избирательному законодательству процесс предвыборной агитации начинается не с момента объявления выборов, а лишь после регистрации кандидатов, списков кандидатов.
Институт предвыборной агитации как составная часть избирательного права и процесса регламентируется рядом законов и подзаконных актов. К ним относятся Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федеральные законы «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и «О выборах Президента Российской Федерации», а на уровне субъектов Федерации — избирательные кодексы или отдельные законы о выборах депутатов законодательных (представительных) органов и глав исполнительных органов государственной власти, о выборах представительных органов и должностных лиц органов местного самоуправления. Федеральные законы и законы субъектов Федерации о выборах, как правило, содержат разделы (главы), регламентирующие порядок и условия ведения предвыборной агитации.
Избирательное законодательство установило формы и виды (жанры) предвыборной агитации. Агитация при проведении выборов и референдумов может проводиться в следующих трех формах: через средства массовой информации (СМИ); путем организации массовых публичных мероприятий; путем выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов. Этот перечень, однако, не является исчерпывающим, агитация может проводиться и в иных установленных законодательством формах.
Согласно избирательному законодательству предвыборную агитацию могут вести как широкий круг организаций, так и граждане Российской Федерации. Их принято называть субъектами агитационной деятельности. При этом организации и лица, занимающиеся предвыборной агитацией, имеют разный объем прав и их организационных гарантий. В этой связи можно и нужно различать две категории: общие и специальные субъекты агитационной деятельности. К общим субъектам агитационной деятельности следует отнести всех граждан Российской Федерации, обладающих избирательными правами, и их объединения: политические партии, движения, различные общественные объединения. К специальным же субъектам относится сравнительно узкий круг лиц и организаций, которые непосредственно связаны с избирательной кампанией и находятся в тесных правоотношениях с избирательными комиссиями: кандидаты в депутаты, кандидаты на выборную должность, избирательные объединения, избирательные блоки, инициативные группы избирателей, их доверенные лица и уполномоченные представители.