В настоящее время Президент РФ избирается сроком на шесть лет. Первоначально были установлены равные сроки легислатуры для Главы государства и Государственной Думы Федерального Собрания РФ — четыре года. С учетом переходных положений Конституции РФ (ст. 7) Совет Федерации первого созыва и Государственная Дума первого созыва были избраны сроком на два года 1 . В результате первые выборы в Государственную Думу на полный срок легислатуры состоялись в декабре 1995 г., а первые президентские выборы на основе новой Конституции РФ — летом 1996 г.
1 Указ Президента РФ от 11 октября 1993 г. № 1626 «О выборах в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 42. Ст. 3994; Указ Президента РФ от 1 октября 1993 г. № 1557 «Об утверждении уточненной редакции Положения о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 году и внесении изменений и дополнений в Положение о федеральных органах власти на переходный период» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 41. Ст. 3907.
Таким образом, было реализовано известное политическое правило о необходимости «разведения во времени» сроков окончания полномочий высших органов государственной власти, поскольку сами предвыборные кампании и последующий (иногда довольно затяжной) процесс формирования новых администраций и закрепления новой расстановки сил создают де-факто длительный период безвластия, что особенно опасно для трансформирующихся политических систем.
В 2008 г. был принят Закон РФ о поправке к Конституции РФ, в соответствии с которым полномочия Главы государства и Государственной Думы Федерального Собрания РФ были увеличены соответственно до шести и пяти лет 1 .
1 Закон РФ о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы» // СЗ РФ. 2009. № 1. Ст. 1.
Как отмечалось в пояснительной записке к законопроекту, «на современном этапе развития Российского государства назрела необходимость пересмотра как продолжительности указанного срока, так и целесообразности сохранения одинакового срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы.
Увеличение срока полномочий позволит Президенту Российской Федерации и Государственной Думе не только определить направления дальнейшего развития страны и начать осуществление намеченных целей, но и во многом реализовать задуманное в течение одного срока полномочий. Тем самым повышается ответственность главы государства и парламента перед гражданами и обществом в целом за результаты своей деятельности.
Установление более продолжительного срока полномочий Президента Российской Федерации по сравнению со сроком полномочий Государственной Думы продиктовано также необходимостью обеспечения стабильного, поступательного развития страны и преемственности государственной политики. В условиях, когда каждые четыре года возможна практически полная сменяемость государственной власти на федеральном уровне (незначительный временной период между выборами депутатов Государственной Думы и выборами Президента Российской Федерации, а также сложение Правительством Российской Федерации своих полномочий перед вновь избранным Президентом Российской Федерации), достижение указанной цели может быть осложнено» 1 .