Пожалуйста активируйте JavaScript и перезагрузите страницу!
Это необходимо для корректной работы сайта
Добро пожаловать на наш ресурс!
Здесь Вы найдете для себя много полезной информации!
linuxprof.ru

Конституционное право России. Учебник — Страница 246 — Ваш юрист

Конституционное право России. Учебник

 

1 Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 9. Ст. 344.

Власть — это динамично развивающийся элемент политической системы, которую нельзя абсолютизировать и соотносить исключительно с концепцией разделения властей, не допускающей наличия каких-либо органов, не вписывающихся в ее рамки. Тот факт, что Президент как глава государства не входит ни в одну из ветвей власти, не нарушает «традиционного» принципа разделения властей, характерного для большинства развитых демократий. Дифференциация власти на законодательную, исполнительную и судебную не исключает возможности функционирования, например, муниципальной власти (местного самоуправления), которая, являясь публичной, тем не менее не входит в систему органов государственной власти (ст. 12 Конституции РФ). Выделение ветвей власти никак не исключает наличия органа, прерогативы которого были бы направлены на обеспечение согласованного функционирования и более четкого взаимодействия всей системы государственных институтов Российской Федерации, что позволяет говорить о реальном существовании «президентской власти», выходящей за рамки традиционной концепции разделения властей.

Президент РФ имеет полномочия, связанные с формированием федеральных органов государственной власти и участием в их деятельности.

Взаимодействуя со всеми ветвями власти, Президент РФ имеет наиболее существенное влияние на исполнительную власть. Установленные Конституцией РФ полномочия дают Президенту возможность формировать Правительство РФ и контролировать его работу.

Именно Президент РФ назначает Председателя Правительства РФ. Хотя такое назначение осуществляется с согласия Государственной Думы, последнее слово остается за главой государства (ст. 111 Конституции РФ). Конституционный Суд РФ в Постановлении от 11 декабря 1998 г. № 28-П «По делу о толковании положений ч. 4 ст. 111 Конституции Российской Федерации» 1 выразил следующую правовую позицию:

 

1 СЗ РФ. 1998. № 52. Ст. 6447.

«Устанавливая функции и полномочия федеральных органов государственной власти, Конституция Российской Федерации исходит из характера их конституционных взаимоотношений. Президент Российской Федерации, согласно Конституции Российской Федерации, является главой государства (ст. 80, ч. 1). В силу своего места в системе разделения властей Президент Российской Федерации в качестве главы государства определяет в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами основные направления внутренней и внешней политики государства (ст. 80, ч. 3), реализация которой возложена на Правительство Российской Федерации (ст. 114, ч. 1). Именно этим обусловлены полномочия Президента Российской Федерации по формированию Правительства Российской Федерации, определению направлений его деятельности и контролю за ней (ст. ст. 83, п. п. «а», «б», «в», «д»; 111; 112; 115, ч. 3; 117 Конституции Российской Федерации), а также конституционная ответственность Президента Российской Федерации за деятельность Правительства Российской Федерации. Отсюда вытекает и роль Президента Российской Федерации в определении персонального состава Правительства Российской Федерации, в том числе в выборе кандидатуры и назначении на должность Председателя Правительства Российской Федерации.

Пожертвование на развитие ресурса