Осуществление важного полномочия Президента РФ по введению военного положения на всей территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях Конституция РФ (ч. 2 ст. 87) связывает с определенными условиями: во-первых, оно может быть введено только в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии против Российской Федерации; во-вторых, Конституция обязывает Президента РФ незамедлительно сообщить об этом обеим палатам Федерального Собрания. Указ Президента РФ о введении военного положения подлежит утверждению Советом Федерации Федерального Собрания РФ.
Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального конституционного закона от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении» 1 под военным положением понимается особый правовой режим, вводимый Президентом РФ на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией РФ в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии.
1 СЗ РФ. 2002. № 5. Ст. 375.
Целью введения военного положения является создание условий для отражения или предотвращения агрессии против Российской Федерации. В период действия военного положения в той мере, в какой это необходимо для обеспечения обороны страны и безопасности государства, могут ограничиваться права и свободы граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, деятельность организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, права их должностных лиц. На граждан, организации и их должностных лиц могут возлагаться дополнительные обязанности.
Конституция РФ не содержит перечня прав и свобод человека и гражданина, не подлежащих ограничению в условиях военного положения. Но в соответствии с международно-правовыми нормами некоторые права и свободы не подлежат ограничению ни при каких обстоятельствах. Это право на жизнь, достоинство, свобода совести, неприкосновенность частной жизни и некоторые другие. Конкретные ограничения должны содержаться в указе Президента РФ об объявлении военного положения.
Президент РФ обладает и иными полномочиями, вытекающими из его статуса как главы государства. К таким полномочиям относятся решение вопросов гражданства, предоставления политического убежища; награждение государственными наградами Российской Федерации, присвоение почетных званий Российской Федерации и высших специальных званий; осуществление помилования.
К компетенции главы государства отнесены вопросы о приеме в гражданство, выходе из него и восстановлении в гражданстве Российской Федерации, вопросы о двойном 1 и почетном гражданстве, об отмене решения о приеме в гражданство. Порядок решения вопросов о гражданстве установлен законом.
1 Подробнее Васильева Т.А. Двойное гражданство как инструмент адаптации личности к условиям глобализации // Конституция России и отраслевое законодательство: Материалы Всероссийской науч.-практ. конференции, посвященной 20-летию Конституции Российской Федерации. М., 2014. С. 113 — 119.
Основания и порядок предоставления Президентом РФ убежища урегулированы ст. 63 Конституции РФ, Декларацией о территориальном убежище (Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1967 г.) и Положением о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища, утвержденным Указом Президента РФ от 21 июля 1997 г. № 746 1 .