2 СЗ РФ. 1994. № 29. Ст. 3029.
Реализация Президентом своей компетенции в «установленном Конституцией РФ порядке» предполагает также возложение им на Правительство в соответствии с п. «ж» ч. 1 ст. 114 Конституции РФ задач во исполнение указов Президента РФ. Точка зрения, согласно которой полномочия Президента могут быть реализованы только при наличии соответствующего закона, означает отказ от принципа прямого действия Конституции, закрепленного в ч. 1 ст. 15 Конституции РФ 1 .
1 Постановление Конституционного Суда РФ от 31 июля 1995 г. № 10-П «По делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 2137 «О мероприятиях по восстановлению конституционной законности и правопорядка на территории Чеченской Республики», Указа Президента Российской Федерации от 9 декабря 1994 г. № 2166 «О мерах по пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и в зоне осетино-ингушского конфликта», Постановления Правительства Российской Федерации от 9 декабря 1994 г. № 1360 «Об обеспечении государственной безопасности и территориальной целостности Российской Федерации, законности, прав и свобод граждан, разоружения незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и прилегающих к ней регионов Северного Кавказа», Указа Президента Российской Федерации от 2 ноября 1993 г. № 1833 «Об Основных положениях военной доктрины Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3424.
Указы имеют прямое действие и не нуждаются в утверждении парламентом, ратификации или одобрении в иной форме субъектами Федерации. Они могут быть дополнены, изменены или признаны утратившими силу только самим Президентом РФ. Кроме того, нормативные указы Президента могут утратить силу также по решению Конституционного Суда РФ, поскольку в соответствии со ст. 125 Конституции РФ указы Президента РФ, имеющие нормативный характер, могут быть предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ с целью установления их соответствия Конституции РФ.
Существенное значение для обеспечения единства и целостности Российской Федерации, ее правовой системы имеет обязательность актов Президента РФ для исполнения на всей территории страны, которая включает не только территорию субъектов Федерации, поименованных в ст. 65 Конституции РФ, но и все сухопутные, водные и воздушные пространства, находящиеся под юрисдикцией России, а также объекты с государственной символикой Российской Федерации (например, корабли, авиалайнеры и т.д.).
Поскольку указы и распоряжения Президента РФ обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, то, по аналогии с решением Конституцией РФ вопросов о соотношении федеральных законов и актов субъектов Федерации (ст. 76), следует заключить, что нормативные акты Президента РФ, изданные по предметам ведения Российской Федерации (ст. 71) и предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов (ст. 72), имеют верховенство над законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Федерации. В случае если нормативный акт Президента противоречит нормативному правовому акту субъекта Федерации, изданному в рамках реализации его полномочий вне пределов ведения Российской Федерации и предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст. 73 и ч. ч. 4 и 6 ст. 76), действует нормативный правовой акт субъекта Федерации.