Пожалуйста активируйте JavaScript и перезагрузите страницу!
Это необходимо для корректной работы сайта
Добро пожаловать на наш ресурс!
Здесь Вы найдете для себя много полезной информации!
linuxprof.ru

Конституционное право России. Учебник — Страница 260 — Ваш юрист

Конституционное право России. Учебник

Организация контроля за реализацией указов Президента РФ возложена главой государства на свою Администрацию (в частности, на Контрольное управление Президента РФ 1 ), а также на полномочных представителей Президента в федеральных округах 2 . Контроль за исполнением указов Президента РФ федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации осуществляет Правительство РФ.

 

1 См., например: Указы Президента РФ от 6 апреля 2004 г. № 490 «Об утверждении Положения об Администрации Президента Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. № 15. Ст. 1395; от 8 июня 2004 г. № 729 «Об утверждении Положения о Контрольном управлении Президента Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. № 24. Ст. 2395.

2 Указ Президента РФ от 13 мая 2000 г. № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» // СЗ РФ. 2000. № 20. Ст. 2112.

Указы и распоряжения Президента РФ носят подзаконный характер и не должны противоречить не только Конституции, которая имеет высшую юридическую силу (ч. ч. 1 и 2 ст. 15 Конституции РФ), но и федеральным законам.

Гарантом обеспечения конституционности нормативных актов Президента РФ является Конституционный Суд РФ (ч. 2 ст. 125 Конституции РФ). Указы Президента или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу (ч. 6 ст. 125 Конституции РФ). Проверка соответствия правовых актов Президента федеральным законам возложена Конституцией на суды общей юрисдикции и арбитражные суды. При этом суд, установив несоответствие акта государственного органа закону, принимает решение в соответствии с законом (ч. 2 ст. 120 Конституции РФ). Конституция не исключает оценку соответствия указов Президента федеральным законам судами общей юрисдикции и арбитражными судами вне связи с рассмотрением конкретных дел, в порядке абстрактного нормоконтроля (ч. 2 ст. 120, ст. ст. 125 — 127 Конституции РФ). Такие полномочия судов могут быть установлены федеральным конституционным законом, с закреплением в нем видов нормативных актов, подлежащих проверке судами; правил о подсудности; субъектов, управомоченных обращаться в суд с требованием о проверке законности актов; определением обязательности решений судов по результатам проверки актов для всех правоприменителей. Данная правовая позиция изложена в Постановлениях Конституционного Суда РФ от 16 июня 1998 г. № 19-П и от 11 апреля 2000 г. № 6-П 1 .

 

1 СЗ РФ. 1998. № 25. Ст. 3004.

Вопросы и задания для самоконтроля

Назовите основные события, связанные со становлением института президентства в Российской Федерации.

Каков конституционный статус Президента РФ как главы государства?

Каковы место и роль Президента РФ в системе высших государственных органов Российской Федерации?

Каковы основания досрочного прекращения полномочий Президента РФ?

Каковы основания и порядок отрешения Президента РФ от должности?

Пожертвование на развитие ресурса