Пожалуйста активируйте JavaScript и перезагрузите страницу!
Это необходимо для корректной работы сайта
Добро пожаловать на наш ресурс!
Здесь Вы найдете для себя много полезной информации!
linuxprof.ru

Конституционное право России. Учебник — Страница 266 — Ваш юрист

Конституционное право России. Учебник

 

1 Рыжов В.А., Страшун Б.А. Парламентское право // Конституционное (государственное) право зарубежных стран: В 4 т. М., 1999. Т. 1, 2. С. 481.

В Австрии, Венгрии, Казахстане, Словении, Швейцарии Великобритании, Австралии приняты специальные законы о парламентах, которыми осуществляется комплексное регулирование деятельности высших органов законодательной (представительной) власти этих стран. Кроме того, актами в форме законов деятельность парламентов регулируется на Мальте, в Португалии, Швеции.

Как уже отмечалось, до настоящего времени практически не получила правового раскрытия представительная природа Федерального Собрания РФ. Вместе с тем представительная сущность парламента проявляется как минимум в четырех «ипостасях».

Во-первых, это участие в формировании от имени избирателей целого ряда основных конституционных органов государства (включая назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ (п. «ж» ч. 1 ст. 102); назначение Генерального прокурора РФ (п. «з» ч. 1 ст. 102); формирование Счетной палаты РФ (п. «и» ч. 1 ст. 102; п. «д» ч. 1 ст. 103); назначение Уполномоченного по правам человека (п. «е» ч. 1 ст. 103), назначение Председателя Центрального банка РФ (п. «г» ч. 1 ст. 103), а также дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ (п. «а» ч. 1 ст. 103).

Во-вторых, это обеспечение гарантий «парламентскому меньшинству» и оппозиции на представительство интересов и свободное выражение позиции, отличной от мнения большинства; на право конструктивно критиковать и быть услышанными; на доступ к СМИ и пр.

В-третьих, речь идет о необходимости развития действенного парламентского контроля от имени общества за качеством государственного управления, включая оценку эффективности и рациональности расходования общенациональных ресурсов (финансовых средств, государственной собственности, природных богатств, человеческого капитала) 1 .

 

1 В том числе с учетом новелл, внесенных Законом РФ о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ «О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации» (СЗ РФ. 2009. № 1. Ст. 2).

В-четвертых, это обеспечение постоянного взаимодействия с институтами гражданского общества и обществом в целом, что позволяет парламенту, помимо прочего, выполнять функции одного из важнейших механизмов стабилизации политической системы.

Специальный федеральный конституционный закон о Федеральном Собрании — парламенте Российской Федерации мог бы быть построен на следующих принципиальных основаниях:

— обеспечение эффективной реализации принципов независимости, равноправия, самостоятельности и согласованного взаимодействия ветвей власти;

— четкое закрепление принципов и процедур взаимоотношений Федерального Собрания с другими ветвями государственной власти и государственными органами в процессе законодательной деятельности;

— акцент на законодательном урегулировании вопросов (принципы, процедуры, гарантии), отражающих представительный характер российского парламента;

— закрепление и развитие «специализации» палат Федерального Собрания и согласованности их работы;

Пожертвование на развитие ресурса