Пожалуйста активируйте JavaScript и перезагрузите страницу!
Это необходимо для корректной работы сайта
Добро пожаловать на наш ресурс!
Здесь Вы найдете для себя много полезной информации!
linuxprof.ru

Конституционное право России. Учебник — Страница 272 — Ваш юрист

Конституционное право России. Учебник

Кроме того, статус члена Совета Федерации регулируется Федеральным законом от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» 1 .

 

1 СЗ РФ. 1994. № 2. Ст. 74.

§ 4. Совершенствование принципов формирования

Совета Федерации

Одна из наиболее обсуждаемых тем последнего времени — совершенствование принципов формирования верхней палаты российского парламента, возвращение к выборности членов Совета Федерации Федерального Собрания РФ.

Как уже отмечалось ранее, в 1990-х годах этот вопрос не ставился в повестку дня ни оппозицией, ни руководством страны, поскольку все главы законодательных и исполнительных органов власти субъектов Федерации проходили процедуру избрания населением региона. Таким образом, Совет Федерации того времени формировался из глав законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации, избранных на конкурентной основе и представляющих интересы регионального электората.

Как представляется, это была самая эффективная политико-правовая модель, поскольку прошедшие процедуру выборов главы законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации действительно представляли интересы своих избирателей и потому в полном смысле слова принимали решения на федеральном уровне от имени регионов, а затем обеспечивали реализацию принятых федеральных законов на территории субъектов Федерации. Когда в середине 1990-х годов возникали различные кризисные ситуации, именно «верхняя» палата российского парламента, состоящая из руководителей субъектов Федерации, не раз помогала сохранить стабильность в стране, действуя как «коллективный голос» всей России.

Когда в 2012 г. начались дискуссии о необходимости возвращения к выборности членов Совета Федерации, многие предлагали урегулировать эти вопросы путем внесения изменений и дополнений в действующую Конституцию РФ. Автору настоящего учебника пришлось приложить немало усилий, разъясняя, что решить эти вопросы можно и нужно, не прибегая к таким экстренным мерам. В результате был использован механизм принятия соответствующего федерального закона. Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. № 229-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» стал адекватным и эффективным решением обсуждаемых проблем.

Как указывалось выше, новым Законом были установлены две различные процедуры наделения полномочиями члена Совета Федерации — представителя от законодательного (представительного) органа и члена Совета Федерации — представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации.

Как представляется, существует еще более простая, но не менее эффективная и демократичная модель выбора представителя в верхнюю палату российского парламента от исполнительной власти субъекта Федерации. Это модель, когда на выборах главы исполнительной власти региона одновременно избирается его «заместитель по работе в Совете Федерации» (региональный аналог института вице-президента) в качестве члена Совета Федерации. В такой политико-правовой конструкции прошедший горнило региональных выборов член Совета Федерации будет не только обладать максимально возможной для его статуса легитимностью, но также будет действительно представлять интересы избирателей всего региона.

Пожертвование на развитие ресурса