Кроме того, статус члена Совета Федерации регулируется Федеральным законом от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» 1 .
1 СЗ РФ. 1994. № 2. Ст. 74.
§ 4. Совершенствование принципов формирования
Совета Федерации
Одна из наиболее обсуждаемых тем последнего времени — совершенствование принципов формирования верхней палаты российского парламента, возвращение к выборности членов Совета Федерации Федерального Собрания РФ.
Как уже отмечалось ранее, в 1990-х годах этот вопрос не ставился в повестку дня ни оппозицией, ни руководством страны, поскольку все главы законодательных и исполнительных органов власти субъектов Федерации проходили процедуру избрания населением региона. Таким образом, Совет Федерации того времени формировался из глав законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации, избранных на конкурентной основе и представляющих интересы регионального электората.
Как представляется, это была самая эффективная политико-правовая модель, поскольку прошедшие процедуру выборов главы законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации действительно представляли интересы своих избирателей и потому в полном смысле слова принимали решения на федеральном уровне от имени регионов, а затем обеспечивали реализацию принятых федеральных законов на территории субъектов Федерации. Когда в середине 1990-х годов возникали различные кризисные ситуации, именно «верхняя» палата российского парламента, состоящая из руководителей субъектов Федерации, не раз помогала сохранить стабильность в стране, действуя как «коллективный голос» всей России.
Когда в 2012 г. начались дискуссии о необходимости возвращения к выборности членов Совета Федерации, многие предлагали урегулировать эти вопросы путем внесения изменений и дополнений в действующую Конституцию РФ. Автору настоящего учебника пришлось приложить немало усилий, разъясняя, что решить эти вопросы можно и нужно, не прибегая к таким экстренным мерам. В результате был использован механизм принятия соответствующего федерального закона. Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. № 229-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» стал адекватным и эффективным решением обсуждаемых проблем.
Как указывалось выше, новым Законом были установлены две различные процедуры наделения полномочиями члена Совета Федерации — представителя от законодательного (представительного) органа и члена Совета Федерации — представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации.
Как представляется, существует еще более простая, но не менее эффективная и демократичная модель выбора представителя в верхнюю палату российского парламента от исполнительной власти субъекта Федерации. Это модель, когда на выборах главы исполнительной власти региона одновременно избирается его «заместитель по работе в Совете Федерации» (региональный аналог института вице-президента) в качестве члена Совета Федерации. В такой политико-правовой конструкции прошедший горнило региональных выборов член Совета Федерации будет не только обладать максимально возможной для его статуса легитимностью, но также будет действительно представлять интересы избирателей всего региона.