Комитеты и комиссии образуются из числа депутатов палаты, как правило, на основе принципа пропорционального представительства от депутатских объединений. Численный состав данных органов определяется Государственной Думой. Он не может быть менее 12 и более 35 депутатов.
Все депутаты Государственной Думы, за исключением Председателя Государственной Думы, его заместителей, руководителей депутатских объединений, обязаны состоять в одном из комитетов палаты. При этом депутат Государственной Думы может быть членом только одного комитета.
Основной формой работы комитетов и комиссий являются заседания, которые проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц. Заседания правомочны, если на них присутствует более половины от общего числа членов комитета, комиссии.
Другой формой работы комитетов и комиссий являются парламентские слушания, конференции, совещания, семинары, проводимые в целях выяснения фактического положения дел и общественного мнения по вопросам законопроектной деятельности, а также по другим вопросам, находящимся в ведении комитетов и комиссий.
На протяжении 1994 — 1999 гг. на фоне эксцессов многопартийности, парализовавших главную, законотворческую функцию парламента, правовой вакуум были вынуждены заполнять Президент РФ и Конституционный Суд РФ. При этом, как уже упоминалось, Конституционному Суду пришлось специально разъяснять и подтверждать позицию (Постановление от 30 апреля 1996 г. № 11-П 1 ) о праве Главы государства издавать указы, обладающие силой закона.
1 СЗ РФ. 1996. № 19. Ст. 2320.
Очевидно, что в случае реализации концепции «многопартийность любой ценой» паралич парламента вновь приведет не только к повышению роли Конституционного Суда РФ, но и к непропорциональному увеличению роли главы государства.
§ 6. Депутаты Государственной Думы и
члены Совета Федерации Федерального Собрания
Депутатом Государственной Думы является избранный в соответствии с Законом о выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ представитель народа, уполномоченный осуществлять в Думе законодательные и иные полномочия, предусмотренные Конституцией РФ и действующим законодательством. В свою очередь членом Совета Федерации является представитель от субъекта Федерации, уполномоченный в соответствии с Законом о порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ осуществлять в Совете Федерации законодательные и иные полномочия, предусмотренные Конституцией РФ и действующим законодательством.
Полномочия членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы определяются Конституцией РФ, Федеральным законом «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», другими федеральными законами, положением об обеспечении деятельности членов Совета Федерации Федерального Собрания РФ.
Согласно названному Федеральному закону парламентарии руководствуются в своей деятельности Конституцией РФ, федеральными конституционными и федеральными законами, Регламентом соответствующей палаты Федерального Собрания, предвыборной программой и своими убеждениями.
Конституция РФ не содержит специальной главы, посвященной депутатам представительных и законодательных органов. Но в гл. 5 Конституции РФ, закрепляющей статус Федерального Собрания, имеются нормы, регламентирующие деятельность парламентариев. Приняты и специальные правовые акты — Федеральный закон о статусе членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, регламенты обеих палат парламента, — определяющие права, обязанности, гарантии деятельности парламентариев.