В Федеральном законе «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (ст. 2) отмечается, что их положение определяется Конституцией РФ и настоящим Федеральным законом. Данная норма является исключительно важной, так как закрепляет принцип, согласно которому лишь федеральными законами, а не подзаконными актами (указами Президента, постановлениями Правительства и т.д.) осуществляется регламентация деятельности российских парламентариев, определяется их статус. Представительный характер российского парламента обусловливает постановку и законодательное решение важного и принципиального вопроса о взаимоотношениях депутата и избирателей. Насколько обязательны для депутата воля и интересы избирателей, насколько он автономен, свободен в своих действиях, осуществляемых в интересах всего общества и избирателей, — эти вопросы и ответы на них имеют глубокий теоретический и практический смысл. В связи с этим представляет интерес исторический аспект данной проблемы.
Представительные учреждения были известны рабовладельческому и феодальному государствам. Но идея народного представительства как политическая доктрина начала формироваться в эпоху разложения феодального общества.
Вспомним историю народного представительства на примере Франции. Ведь опираясь именно на французский революционный опыт, после Октябрьской революции были созданы советские органы народного представительства.
В монархической Франции, власть в которой приобрела сословно-представительный характер уже в начале XIV в., стали созываться Генеральные штаты (фр. ) — совещательный орган при короле, впервые созванный в 1302 г.
Каждое сословие избирало своих депутатов. Они были порученцами, мандатариями своих избирателей и обязаны были строго следовать их инструкциям. Отношения депутата с избирателями строились по принципу императивного мандата, т.е. обязательного поручения. Депутаты могли быть досрочно отозваны из представительного органа, а по окончании сессии обязаны были отчитываться о выполнении наказов и поручений избирателей.
С приходом к власти буржуазии устанавливаются иные отношения депутата с избирателями. Конституция Франции 1791 г. отрицала императивный мандат. Был утвержден принцип свободного мандата, согласно которому депутат не подотчетен и неподконтролен своим избирателям и не может быть отозван ими из представительного органа власти.
Парижская коммуна 1871 г. подчинила депутатов избирателям, сделала депутатов ответственными и в любое время сменяемыми. Но коммуна просуществовала 72 дня. Ее принципы были восприняты в России после Октября 1917 г. Отношения депутатов Советов всех уровней с избирателями строились по принципу императивного мандата, т.е. для депутатов была установлена обязательность наказов избирателей, депутаты были должны отчитываться о своей работе и работе Совета перед избирателями. Императивный мандат включал и право избирателей досрочно отозвать депутата из Совета, если он не оправдал их доверие или ненадлежащим образом исполнял свои обязанности.
Такой характер взаимоотношений депутатов с избирателями просуществовал, будучи закрепленным в конституциях и законах, с октября 1917 г. по декабрь 1993 г., когда была принята ныне действующая Конституция РФ, в которой отношения депутатов и избирателей не регламентированы и отсутствует указание на императивность депутатского мандата.