Пожалуйста активируйте JavaScript и перезагрузите страницу!
Это необходимо для корректной работы сайта
Добро пожаловать на наш ресурс!
Здесь Вы найдете для себя много полезной информации!
linuxprof.ru

Конституционное право России. Учебник — Страница 280 — Ваш юрист

Конституционное право России. Учебник

Федеральный закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» не предусматривает право избирателей отзывать депутатов, не закрепляет институт наказов. Но это не значит, что в российской представительной системе утвердился в рафинированном виде принцип свободного мандата.

В Законе сказано, что члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы поддерживают связь с избирателями, информируют их о своей деятельности во время встреч с ними, а также через средства массовой информации. На федеральном уровне депутатский мандат не является императивным, но он и не абсолютно свободный.

При отсутствии права отзыва и обязательности наказов избирателей парламентарий, являясь представителем народа, не может не поддерживать связь с избирателями, не взаимодействовать с ними.

Идея народного суверенитета, согласно которой власть исходит от народа и принадлежит народу, лежит в основе демократического устройства общества. Избрание представителей есть один из способов осуществления народом принадлежащей ему власти. Народ передает право на осуществление государственной власти своим избранникам, депутатам. Он вручает им мандаты законодателей, обязывая их действовать по воле народа, в интересах всего общества 1 .

 

1 См. подробнее: Широбоков С.А. Актуальные проблемы правового регулирования участия граждан в управлении делами государства в Российской Федерации: Монография. Пермь, 2014; Карасев А.Т., Савоськин А.В. Представительная (законодательная) власть в России: конституционно-правовое исследование: Монография. Екатеринбург, 2008; Окулич И.П., Павлов П.В. Проблемы эффективности деятельности законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Челябинск, 2004; Жакке Ж.-П. Конституционное право и политические институты: Учебное пособие / Пер. с фр.; пер., вступ. ст. В.В. Маклакова. М., 2002.

Правовая основа депутатского статуса — Конституция РФ и законы, выражающие волю и интересы населения, потребности общественного развития. Конституция РФ в гл. 5 регламентирует полномочия и основные формы деятельности Федерального Собрания, коллегиально осуществляющего представительные и законодательные функции. Специальных норм, за небольшим исключением, о правах и обязанностях депутатов Конституция не содержит, исходя из того, что они совместно, весь депутатский корпус, коллегиально реализуют полномочия российского парламента. В силу этого депутаты наделяются такими правами и обязанностями, которые дают им возможность наилучшим образом осуществлять полномочия самого парламента, вести законодательную работу.

Полномочия членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы начинаются со дня их избрания и заканчиваются с началом работы парламента нового созыва. Одновременно с принятием в декабре 1993 г. Конституции РФ был избран парламент первого созыва со сроком полномочий два года. Конституционный срок полномочий депутатов Государственной Думы II — V созывов составлял четыре года. Начиная с VI созыва депутаты Государственной Думы избираются сроком на пять лет. Полномочия парламентария Федерального Собрания прекращаются досрочно по инициативе самого депутата, в случае утраты им гражданства Российской Федерации, вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении депутата, признания его в установленном законом порядке недееспособным, объявления умершим, смерти депутата.

Пожертвование на развитие ресурса