Пожалуйста активируйте JavaScript и перезагрузите страницу!
Это необходимо для корректной работы сайта
Добро пожаловать на наш ресурс!
Здесь Вы найдете для себя много полезной информации!
linuxprof.ru

Конституционное право России. Учебник — Страница 281 — Ваш юрист

Конституционное право России. Учебник

Полномочия депутата Государственной Думы прекращаются досрочно также в случаях избрания его депутатом иного представительного органа государственной власти или местного самоуправления, поступления на государственную службу, занятия им другой оплачиваемой деятельностью, не совместимой со статусом депутата. Полномочия депутата прекращаются досрочно и в случае роспуска Государственной Думы.

Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе и не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой работы. Для депутатов Государственной Думы первого созыва из этого правила переходными положениями Конституции было предусмотрено исключение — они могли одновременно являться членами Правительства РФ, а депутаты Совета Федерации первого созыва осуществляли свои полномочия на непостоянной основе.

Рассматривая полномочия парламентариев, необходимо выделить основные сферы их деятельности:

1) работа непосредственно в парламенте и в образуемых им органах;

2) работа депутатов Государственной Думы во фракциях и депутатских группах;

3) работа с избирателями.

Все направления работы депутатов должны служить главному предназначению парламента — законодательной деятельности. Исходя из этого, Закон о статусе депутатов определяет формы депутатской работы, закрепляя права и обязанности, которые обеспечивают депутатам активную и полноценную деятельность в коллегиальном органе — парламенте.

Они участвуют в заседаниях соответственно Совета Федерации и Государственной Думы, в совместных Собраниях палат Федерального Собрания. Парламентарии пользуются правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым палатой, в которой они работают. Каждый из них вправе участвовать в прениях, вносить предложения, замечания и поправки по существу обсуждаемых вопросов, предлагать кандидатуры и высказывать свое мнение при избрании, назначении или утверждении палатой должностных лиц, задавать вопросы, давать справки. Парламентарий может быть избран в качестве любого должностного лица парламента. Парламентарии одной палаты вправе присутствовать на заседаниях другой палаты. О невозможности присутствовать на заседании палаты по уважительной причине парламентарий заблаговременно ставит в известность Председателя палаты.

Парламентарии обладают правом законодательной инициативы. Они могут вносить в Государственную Думу законопроекты и поправки к ним, законодательные предложения о разработке и принятии новых законов, о внесении изменений и дополнений в действующие законы либо о признании их утратившими силу.

Группа численностью не менее 1/5 Совета Федерации или Государственной Думы может вносить предложения о поправках и пересмотре Конституции РФ.

Федеральным законом «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» предусмотрен депутатский запрос. Данное право (интерпелляция) известно некоторым парламентам более 250 лет. В Англии, например, оно существует с 1721 г., о нем упоминается и в Регламенте французского парламента 1791 г. Этот институт укоренился в мировой парламентской практике и законодательстве. Конституция же РФ 1993 г. о нем не говорит, но он отражен в Законе о статусе депутатов. В ст. 13 Закона говорится, что депутат, группа депутатов каждой из палат вправе обратиться с запросом к Правительству РФ, Генеральному прокурору, Председателю Центрального банка РФ, руководителям исполнительных органов в центре и на местах по вопросам, входящим в их компетенцию.

Пожертвование на развитие ресурса