Запрос вносится на заседание соответствующей палаты в письменной форме. Тот, к кому он обращен, должен дать ответ на заседании палаты в устной либо в письменной форме не позднее чем через 15 дней после его получения или в иной срок, установленный палатой. Запрос и ответ на него оглашается председательствующим на заседании палаты или доводится до сведения депутатов иным путем.
Депутатский запрос не следует смешивать с вопросами к членам Правительства. Каждую пятницу на заседании Государственной Думы проводится «правительственный час». На это время приглашается не более двух членов Правительства РФ, которые после краткой информации о работе своего ведомства отвечают на вопросы депутатов.
Кроме того, получила распространение такая форма работы, как парламентские слушания, предусмотренные ч. 3 ст. 101 Конституции РФ. На парламентских слушаниях обсуждаются концепции законопроектов, выясняются спорные позиции, идет поиск оптимальных вариантов решения принципиальных вопросов. Предметом парламентских слушаний могут быть международные договоры, подлежащие ратификации; проект федерального бюджета и отчет о его исполнении; другие важнейшие вопросы внутренней и внешней политики.
Парламентарии участвуют как в открытых, так и в закрытых слушаниях, выступают, полемизируют, задают вопросы. На слушания приглашаются специалисты, эксперты, научные работники, иные заинтересованные лица, не являющиеся депутатами. Слушания могут заканчиваться принятием рекомендаций по обсуждаемому вопросу путем одобрения большинством участвующих в них депутатов.
Парламентарии работают в комитетах и комиссиях палат, в согласительных комиссиях, создаваемых обеими палатами. Каждый депутат, за исключением председателей палат и их заместителей, а также руководителей депутатских объединений, обязан работать в одном из комитетов.
Заседания комитетов и комиссий правомочны, если на них присутствует более половины депутатов, состоящих в них. Присутствие депутатов на заседаниях является обязательным. Если кто-нибудь из них по уважительным причинам не имеет возможности участвовать в заседании, он должен заблаговременно информировать об этом Председателя комитета или комиссии. В заседаниях с правом совещательного голоса могут принимать участие депутаты, не входящие в состав данного комитета или комиссии. В комитетах могут создаваться подкомитеты и рабочие группы. Все эти структуры призваны способствовать законодательной деятельности парламента, готовить и обсуждать законопроекты, тем самым формируя систему российского законодательства.
Важное место в деятельности депутата отводится его работе с избирателями. Механизмы наказов избирателей, отчетности депутатов и права их отзыва существовали не только в современной России, но и в СССР. Этот опыт приучил избирателей и депутатов к необходимости и полезности их взаимной постоянной связи.
Такая практика сохраняет свою целесообразность и в современных условиях, но из правовой «обязанности» она должна перейти в нравственную потребность, в область этических отношений между теми, кто осуществляет законодательную власть, и теми, кто вручает им мандат на эту деятельность.
Взаимоотношения депутатов с избирателями определены Законом о статусе парламентариев. Они призваны поддерживать постоянную связь с населением, избирателями округов, регионов. Депутаты отвечают на письма избирателей, осуществляют их прием, изучают поступающие от них предложения и жалобы, принимают по ним предусмотренные законодательством меры, способствуют правильному и своевременному решению содержащихся в них вопросов.