Из Конституции РФ с очевидностью следует, что главная нагрузка по работе с законопроектами и по принятию федеральных законов ложится на Государственную Думу.
Порядок осуществления законодательной инициативы регулируется в деталях гл. 12 Регламента Государственной Думы. Порядок принятия законов Российской Федерации о поправках к Конституции урегулирован Федеральным законом от 4 марта 1998 г. № 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» 1 .
1 СЗ РФ. 1998. № 10. Ст. 1146.
Согласно Регламенту право законодательной инициативы осуществляется в форме внесения в Государственную Думу:
— проектов законов Российской Федерации о поправках к Конституции, федеральных конституционных законов, федеральных законов;
— законопроектов о внесении изменений и дополнений в действующие законы Российской Федерации и законы РСФСР, федеральные конституционные законы и федеральные законы, либо о признании этих законов утратившими силу, либо о неприменении на территории России актов законодательства СССР;
— поправок к законопроектам. Отсюда, в частности, следует, что в действующие еще акты законодательства СССР вносить изменения не предполагается. В случае необходимости таких изменений будут приниматься новые российские законы.
При внесении законопроекта в Государственную Думу субъектом права законодательной инициативы должны быть представлены:
— пояснительная записка к законопроекту, содержащая описание предмета законодательного регулирования и изложение концепции предлагаемого законопроекта, а также мотивированное обоснование необходимости принятия или одобрения законопроекта;
— текст законопроекта с указанием на титульном листе субъекта права законодательной инициативы, внесшего законопроект;
— перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием данного закона;
— финансово-экономическое обоснование (в случае внесения законопроекта, реализация которого потребует материальных затрат);
— заключение Правительства РФ в случаях, когда вносятся законопроекты финансового характера (о введении или об отмене налогов, об освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства) или предусматривающие бюджетные расходы и т.д.
Эти документы должны дать парламентариям возможность более или менее адекватно представить себе социальные последствия принятия предлагаемого закона и сопоставить возможные выгоды и затраты.
При внесении законопроектов субъектом права законодательной инициативы — коллегиальным органом должно быть представлено решение соответствующего коллегиального органа с указанием представителя субъекта права законодательной инициативы в Государственной Думе по данному законопроекту.
Копии текста законопроекта и указанных прилагаемых материалов должны быть представлены на магнитном носителе.
Законопроекты, внесенные в Государственную Думу без заключения Правительства РФ, могут направляться Советом Государственной Думы вместе с финансово-экономическим обоснованием на заключение в Правительство РФ, которое в месячный срок подготавливает письменное заключение и направляет его в Совет Думы. Непосредственно в текст внесенного в Государственную Думу законопроекта должны быть включены следующие положения: