Постановления Совета Федерации и Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа соответственно членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией РФ или регламентами палат, и подписываются председателями соответствующих палат.
По процедурным вопросам решение принимается большинством голосов членов палаты, принявших участие в голосовании, если иной порядок не предусмотрен регламентами палат.
Порядок опубликования и вступления в силу актов палат Федерального Собрания определяется Федеральным законом от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» 1 .
1 СЗ РФ. 1994. № 8. Ст. 801.
Согласно этому Закону на территории Российской Федерации применяются только те акты палат Федерального Собрания, которые официально опубликованы. Акты палат Федерального Собрания направляются для официального опубликования председателем соответствующей палаты или его заместителем.
Порядок официального опубликования и вступления в силу актов палат Федерального Собрания аналогичен уже описанному порядку для законов 1 .
1 Федеральный закон от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания».
Вопросы и задания для самоконтроля
Перечислите принципы деятельности Федерального Собрания как высшего законодательного и представительного органа Российской Федерации.
Проанализируйте, в чем заключается необходимость принятия федерального конституционного закона о Парламенте. Какие вопросы в этом конституционном законе должны быть решены?
Каковы основные функции Федерального Собрания РФ?
Каков конституционно-правовой статус Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ?
Проанализируйте возможные направления совершенствования принципов порядка формирования Совета Федерации.
Назовите особенности статуса члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ.
Глава 14. ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
§ 1. Правительство Российской Федерации —
высший исполнительный орган государственной власти
Исполнительная власть является важным элементом системы разделения властей. Так же как и органы законодательной и судебной власти, Правительство РФ 1 , осуществляющее исполнительную власть, действует самостоятельно и независимо, в тесном взаимодействии с Президентом РФ, органами законодательной и судебной власти.
1 См. подробнее в Электронном музее конституционной истории России (http://www.rusco№stitutio№.ru/term/106/) материалы о правовом статусе Правительства РФ.
В отличие от периода 1991 — 1993 гг., когда российское Правительство непосредственно возглавлялось Президентом страны и одновременно во многих вопросах было подчинено Верховному Совету и Съезду народных депутатов РФ, новый Основной Закон в полной мере обеспечил конституционные гарантии самостоятельности в деятельности Правительства, что на практике позволило создать необходимые условия для последовательной реализации экономических реформ и стратегии дальнейшего развития страны.
Представляются недопустимыми ликвидация поста Председателя Правительства и возвращение к системе, когда Президент возглавлял исполнительную власть. Во-первых, это противоречит действующей Конституции РФ и ведет к прямому изменению основ конституционного строя со всеми вытекающими конституционно-правовыми последствиями. Во-вторых, с учетом российской политической традиции в нашей стране пост относительно независимого Председателя Правительства выполняет роль политического буфера. Современная история нашей страны показала, что конструкция «Президент — глава исполнительной власти» слишком неустойчива в российских условиях.