Пожалуйста активируйте JavaScript и перезагрузите страницу!
Это необходимо для корректной работы сайта
Добро пожаловать на наш ресурс!
Здесь Вы найдете для себя много полезной информации!
linuxprof.ru

Конституционное право России. Учебник — Страница 295 — Ваш юрист

Конституционное право России. Учебник

Формально в действующей конституционной модели организации системы государственной власти отсутствует «непосредственное подчинение» Правительства РФ главе государства и Федеральному Собранию. Однако фактически и юридически была закреплена «двойная» ответственность высшего органа исполнительной власти страны перед Президентом и парламентом страны. Согласно Конституции РФ Правительство РФ политически ответственно и подотчетно не только перед Президентом РФ, который может принять решение о его отставке (ч. 2 ст. 117), но и перед Государственной Думой, которая может выразить ему недоверие или отказать в доверии (п. «б» ч. 1 ст. 103, ч. 3 ст. 117) 1 .

 

1 Конституция Российской Федерации: Энциклопедический словарь / В.А. Туманов, В.Е. Чиркин, Ю.А. Юдин и др.; рук. авт. кол. С.М. Шахрай. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1997. С. 174.

Как и во многих других случаях, в наиболее существенных вопросах, касающихся деятельности Правительства РФ (например, назначение Председателя Правительства РФ, формирование кабинета министров, подотчетность Правительства РФ и пр.), Конституция предусматривает использование технологий «двойного ключа», что означает необходимость согласованных действий Президента и парламента Российской Федерации и способствует снижению рисков нарушения баланса ветвей власти.

Конституция не называет Правительство РФ высшим органом исполнительной власти, но в Федеральном конституционном законе от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» 1 в названии ст. 1 Правительство РФ определяется как высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации.

 

1 СЗ РФ. 1997. № 51. Ст. 5712.

Согласно Закону Правительство РФ является органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации, действующим на основе Конституции, федеральных законов и нормативных указов Президента РФ. В качестве основных принципов деятельности Правительства РФ Закон устанавливает народовластие, федерализм, разделение властей, ответственность, гласность и обеспечение прав и свобод человека и гражданина.

Правительство РФ в пределах своих полномочий организует исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента РФ, международных договоров Российской Федерации, осуществляет систематический контроль за их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации, принимает меры по устранению нарушений законодательства Российской Федерации.

Правительство РФ — коллегиальный орган, в состав которого входят члены Правительства РФ (Председатель Правительства, заместители Председателя и федеральные министры).

В соответствии с Указом Президента РФ от 12 мая 2008 г. № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» 1 и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» в состав Правительства РФ входят Председатель Правительства РФ, восемь заместителей (в том числе один первый заместитель) и 22 федеральных министра.

 

1 СЗ РФ. 2008. № 20. Ст. 2290.

Решения по важнейшим вопросам компетенции Правительства РФ принимаются коллегиально на его заседаниях. Закон содержит перечень вопросов, решения по которым принимаются исключительно на заседаниях Правительства РФ. Это представление Государственной Думе федерального бюджета и отчета об исполнении федерального бюджета, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов; проекты программ экономического и социального развития, связанных с созданием свободных экономических зон; установление номенклатуры товаров, в отношении которых применяется государственное регулирование цен; установление объемов выпуска государственных ценных бумаг; решения о внесении законопроектов в Государственную Думу; рассмотрение проектов программ приватизации федеральной государственной собственности; образование Президиума Правительства РФ; заключения международных договоров и некоторые другие.

Пожертвование на развитие ресурса