1 СЗ РФ. 1998. № 52. Ст. 6447.
Нормы действующей Конституции РФ не содержат препятствий для практической реализации идеи о формировании правительства парламентского большинства. Хотя в Конституции ничего не сказано, чем руководствуется Президент РФ, предлагая Государственной Думе кандидатуру Председателя Правительства РФ, на практике его усмотрение в определенной мере ограничено. Президент РФ не является абсолютно свободным в своем выборе, поскольку кандидатура на пост Председателя Правительства РФ должна быть одобрена большинством голосов депутатов Госдумы. Следовательно, Президент РФ должен принимать во внимание партийный состав Госдумы с целью избежать возможной конфронтации с ней и политического кризиса.
Так, например, в 1998 г. после отставки Правительства С.В. Кириенко Президент РФ Б.Н. Ельцин дважды вносил в Госдуму кандидатуру В.С. Черномырдина на пост Председателя Правительства. Парламент дважды выразил несогласие. С целью избежать парламентско-правительственного кризиса Президент РФ провел серию консультаций и в результате согласился предложить Государственной Думе компромиссную кандидатуру Е.М. Примакова, которая и была поддержана большинством депутатов 1 .
1 Шахрай С. Правительство парламентского большинства // Стратегии. 2005. № 1 (январь).
Кроме того, в случае отставки Правительства РФ в связи с выражением ему недоверия парламентом Президент всегда оказывается перед необходимостью проведения предварительных консультаций с фракциями и депутатскими группами. Очевидно, что силовое давление в такой ситуации вряд ли эффективно, учитывая последствия таких действий для будущего Правительства.
Конституционный Суд РФ неоднократно подчеркивал важность поиска согласия между Президентом РФ и парламентом при назначении Председателя Правительства РФ. В частности, он указывал, что из ст. 111 Конституции РФ во взаимосвязи с другими статьями Основного Закона «следует необходимость согласованных действий Президента Российской Федерации и Государственной Думы в ходе реализации своих полномочий в процедуре назначения Председателя Правительства РФ. Поэтому указанная процедура предполагает поиск согласия между ними с целью устранения возникающих противоречий по поводу кандидатуры на данную должность, что возможно на основе предусмотренных Конституцией РФ или не противоречащих ей форм взаимодействия, складывающихся в процессе реализации полномочий главы государства и в парламентской практике» 1 .
1 п. 4 резолютивной части Постановления Конституционного Суда РФ от 11 декабря 1998 г. № 28-П по делу о толковании положений ч. 4 ст. 111 Конституции РФ.
Способы (формы) поиска согласия могут быть различны. Именно для обеспечения такого взаимодействия Конституция РФ устанавливает и для Президента РФ, и для Государственной Думы соответствующие сроки (ст. 111, ч. ч. 2 и 3) 1 .
1 Особое мнение судьи Конституционного Суда РФ Н. Витрука по делу о толковании положений ч. 4 ст. 111 Конституции РФ (Постановление Конституционного Суда РФ от 11 декабря 1998 г. № 28-П).