Очевидна необходимость предварительных консультаций Президента с фракциями и депутатскими группами Государственной Думы, взаимодействия в иных правомерных формах. Нежелательны как односторонние действия Президента, его давление на депутатов при представлении кандидатуры Председателя Правительства, так и отказ Государственной Думы искать компромисс с Президентом 1 .
1 Особое мнение судьи Конституционного Суда РФ В. Лучина по делу о толковании положений ч. 4 ст. 111 Конституции РФ (Постановление Конституционного Суда РФ от 11 декабря 1998 г. № 28-П).
Кроме того, согласно Конституции РФ, устройство политической системы в Российской Федерации предполагает политическую ответственность Правительства не только перед Президентом, который может принять решение о его отставке (ч. 2 ст. 117), но и перед Государственной Думой, которая может выразить ему недоверие или отказать в доверии (п. «б» ч. 1 ст. 103, ч. 3 ст. 117).
Конституционалисты в целом отмечают, что в России уже сложилась модель президентской республики с элементами парламентской формы, с двойной политической ответственностью правительства 1 . Из этого следует, что идея формирования правительства парламентского большинства 2 не противоречит этой модели.
1 См., например: Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 1998. С. 123, 567; Енгибарян Р.В., Тадевосян Э.В. Конституционное право: Учебник. М., 2000. С. 146 — 150; Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. М., 1999. С. 128.
2 Подробнее см. § 4 настоящей главы.
В целях оперативного формирования Правительства РФ Конституция устанавливает срок, в течение которого Председатель Правительства РФ представляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти.
Конституция РФ устанавливает такой порядок формирования персонального состава Правительства РФ, при котором должности заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров замещаются при участии как Президента РФ, так и Председателя Правительства РФ.
Свои конституционные полномочия по назначению этих лиц Президент РФ может осуществить только при наличии предложения Председателя Правительства РФ. Последнее слово остается за Президентом РФ, поскольку именно он принимает решение о назначении. Обязательность участия в данной процедуре Председателя Правительства РФ объясняется тем, что Правительство — коллегиальный орган и все его члены должны составлять с Председателем Правительства единую команду.
Полномочия Председателя Правительства РФ по организации работы Правительства конкретизируются в Федеральном конституционном законе «О Правительстве Российской Федерации». Он возглавляет Правительство РФ, определяет основные направления деятельности Правительства РФ и организует его работу. Председатель Правительства РФ представляет Правительство РФ в России и за ее пределами, ведет заседания Правительства, обладая правом решающего голоса, подписывает акты Правительства, распределяет обязанности между заместителями Председателя Правительства, систематически информирует Президента РФ о работе Правительства РФ.
Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» определяет полномочия заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров. Заместители Председателя Правительства РФ участвуют с правом решающего голоса в заседаниях Правительства РФ, в выработке и реализации политики Правительства РФ, в подготовке постановлений и распоряжений Правительства РФ, обеспечивают их исполнение, координируют, в соответствии с распределением обязанностей, работу федеральных органов исполнительной власти, дают им поручения и контролируют их деятельность, предварительно рассматривают предложения, проекты постановлений и распоряжений, внесенные в Правительство РФ. Федеральные министры участвуют с правом решающего голоса в заседаниях Правительства РФ, принимают участие в подготовке постановлений и распоряжений Правительства РФ, обеспечивают их исполнение, участвуют в выработке и реализации политики Правительства РФ, обладают установленными законодательством Российской Федерации полномочиями руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Правительство РФ решает вопросы с обязательным участием федеральных министров или представителей федеральных министерств, к ведению которых отнесены эти вопросы. При осуществлении своих полномочий федеральные министры подотчетны Правительству РФ, а по вопросам, отнесенным к полномочиям Президента РФ, — и Президенту РФ.