Действующая Конституция РФ не препятствует становлению политической практики формирования правительства на основе парламентского большинства.
Как уже отмечалось, сама идея формирования правительства парламентского большинства не противоречит ни духу, ни букве модели «президентско-парламентской республики», в которой правительство имеет двойную ответственность — перед президентом и перед парламентом.
С правовой точки зрения не существует формальных запретов и препятствий ни для создания конституционно-правового обычая, согласно которому Президент РФ может представлять на утверждение парламенту в качестве Председателя Правительства РФ лидера парламентского большинства или парламентской коалиции, ни для юридического закрепления подобной практики.
Для реализации этой модели не требуется изменения Основного Закона.
Статья 71 (п. «г») Конституции РФ относит к ведению Российской Федерации установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти. А в ст. 76 (ч. 1) Конституции РФ закреплено, что по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.
Из этого следует, что поскольку Правительство РФ в соответствии со ст. 110 Конституции РФ является федеральным органом исполнительной власти, то, согласно п. «г» ст. 71 Конституции РФ, установление порядка его организации и деятельности является предметом исключительного ведения Российской Федерации, по которому, согласно ч. 1 ст. 76 Конституции РФ, принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы.
Таким образом, закрепление принципа формирования Правительства на основе парламентского большинства может быть осуществлено без изменения Конституции РФ путем принятия либо изменения действующего Федерального конституционного закона о Правительстве РФ, а в определенных случаях — и обычного федерального закона.
Может возникнуть вопрос следующего характера. В ч. 2 ст. 114 Конституции РФ указано: «порядок деятельности Правительства РФ определяется федеральным конституционным законом», не означает ли это положение, что федеральный конституционный закон может определять только порядок деятельности Правительства, но не порядок его образования?
Как уже отмечалось выше, Правительство РФ в соответствии со ст. 110 Конституции РФ является федеральным органом исполнительной власти. Поэтому установление порядка его организации и деятельности является предметом исключительного ведения Российской Федерации, по которому принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы (п. «г» ст. 71, ст. 76).
В действующем Федеральном конституционном законе «О Правительстве Российской Федерации» содержатся статьи «Назначение Председателя Правительства Российской Федерации и освобождение от должности Председателя Правительства Российской Федерации» (ст. 7) и «Назначение на должность и освобождение от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров» (ст. 9) 1 .
1 СЗ РФ. 1997. № 51. Ст. 5712.
Таким образом, законодатель уже счел необходимым поместить в федеральный конституционный закон не только нормы, касающиеся порядка деятельности Правительства РФ и его полномочий, но также и нормы о порядке формирования Правительства РФ. Очевидно, что законодатель счел нецелесообразным умножать акты, касающиеся одного и того же органа, а потому изложил статутные, процессуальные и основные организационные нормы о Правительстве РФ в едином федеральном конституционном законе.