Пожалуйста активируйте JavaScript и перезагрузите страницу!
Это необходимо для корректной работы сайта
Добро пожаловать на наш ресурс!
Здесь Вы найдете для себя много полезной информации!
linuxprof.ru

Конституционное право России. Учебник — Страница 309 — Ваш юрист

Конституционное право России. Учебник

Следовательно, внесение в уже существующие нормы федерального конституционного закона изменений и дополнений, направленных на конкретизацию процедур формирования Правительства РФ, не означает расширения предмета регулирования данного Закона.

В ст. 7 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» дана отсылочная норма: «Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации из числа граждан Российской Федерации, не имеющих гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации«.

Однако в Конституции РФ урегулированы только основные, ключевые этапы формирования Правительства РФ:

— Президент РФ вносит кандидатуру Председателя Правительства РФ на согласование в Государственную Думу (п. «а» ст. 83; ч. ч. 1, 2 ст. 111);

— Государственная Дума в определенной процедуре выражает свое согласие или несогласие (п. «б» ч. 1 ст. 103; ч. ч. 3, 4 ст. 111);

— вновь назначенный Председатель Правительства РФ представляет на утверждение Президенту РФ структуру Правительства и кандидатуры членов Правительства (п. «д» ст. 83; ст. 112).

Основной Закон не регламентирует процедурные отношения, касающиеся как порядка отбора Президентом РФ кандидатов на пост Председателя Правительства РФ, так и порядка отбора Председателем Правительства кандидатов на посты своих заместителей и федеральных министров. Подробности, конкретизирующие порядок участия Государственной Думы в согласовании кандидатуры Председателя Правительства, также изложены не в Конституции РФ, а в соответствующем разделе Регламента Государственной Думы 1 .

 

1 гл. 17 («Дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации») Регламента Государственной Думы Федерального Собрания РФ.

Например, в гл. 17 Регламента Государственной Думы указано, что кандидат на должность Председателя Правительства РФ должен представить Государственной Думе программу основных направлений деятельности будущего Правительства (ч. 2 ст. 145 Регламента). Описаны процедуры голосования депутатов и оформления полученных результатов.

Более того, в отечественной политической практике известны случаи реализации процедур, касающихся порядка назначения Председателя Правительства РФ, которые были вообще не урегулированы никаким правовым актом. В частности, речь идет о так называемой процедуре «мягкого рейтингового голосования» по кандидатуре главы российского Правительства. Эта процедура зарекомендовала себя как один из эффективных способов достижения согласия между парламентом и Президентом РФ при выборе наиболее авторитетного претендента.

Так, в 1992 г. из числа нескольких кандидатур, предложенных Президентом РФ Б.Н. Ельциным по результатам предварительного рейтинга, на окончательное голосование народных депутатов России ставилась кандидатура, получившая относительное большинство голосов депутатов. Подобные туры голосования не были прямо предусмотрены ни в законе, ни в регламенте парламента. Тем не менее они оказались эффективным инструментом как для достижения согласия между ветвями власти, так и для обеспечения устойчивости работы кабинета министров. Избранный впервые в процедуре «мягкого рейтингового голосования» Председатель Правительства РФ В.С. Черномырдин оказался на всем протяжении 1990-х годов самым стабильным премьером. Он руководил федеральной исполнительной властью с декабря 1992 г. по март 1998 г.

Пожертвование на развитие ресурса