Каждый судья Конституционного Суда Российской Федерации назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием. Назначенным на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации считается лицо, получившее при голосовании большинство от общего числа членов (депутатов) Совета Федерации.
В случае выбытия судьи из состава Конституционного Суда Российской Федерации представление о назначении другого лица на вакантное место судьи вносится Президентом Российской Федерации не позднее месяца со дня открытия вакансии».
Очевидно, что ч. 1 данной статьи, регламентирующая отдельные вопросы процедуры выбора Президентом РФ кандидатов на должность судей Конституционного Суда РФ, не могла появиться иначе, как из политической практики и усмотрения законодателя, поскольку в Конституции РФ не содержится никаких указаний на такой порядок действий Президента РФ.
В комментариях к Федеральному конституционному закону «О Конституционном Суде Российской Федерации» основания появления указанной нормы объясняются следующим образом: «Запись в части 1 данной статьи о том, кто может вносить Президенту предложения о кандидатах на должности судей Конституционного Суда, появилась в результате дебатов в Государственной Думе в ходе обсуждения законопроекта в первом чтении. Представители ряда фракций утверждали, что предоставленное Президенту частью 1 статьи 128 Конституции право вносить в Совет Федерации кандидатуры судей, если оно не будет дополнено правом других участников политического процесса предлагать Президенту кандидатов в судьи, не способно обеспечить сбалансированный состав Конституционного Суда. Так появилась ч. 1 ст. 9. Вместе с тем предложения, вносимые Президенту, не связывают его в выборе — последнее слово остается за ним. Парламент же способен серьезно повлиять на состав Суда на самом завершающем этапе, поскольку назначение судей производит Совет Федерации» 1 .
1 Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации»: Комментарий / Отв. ред. Н.В. Витрук, Л.В. Лазарев, Б.С. Эбзеев. С. 63 — 64.
Таким образом, закрепление в законе норм, выработанных политической практикой или «здравым смыслом» законодателя и направленных на конкретизацию процедуры образования федеральных органов государственной власти, соответствует букве и духу Конституции РФ.
Необходимо отметить, что процедуры формирования Правительства РФ можно урегулировать не только федеральным конституционным законом, но и иными нормативными правовыми актами.
Поскольку процедура выбора Президентом РФ кандидатур на пост Председателя Правительства РФ для внесения в Государственную Думу не регламентирована (в Конституции РФ такой нормы нет, а п. 2 ст. 114 формально устанавливает, что федеральный конституционный закон должен урегулировать лишь «порядок деятельности» Правительства), то можно констатировать пробельность законодательства в этом вопросе.
Рассматривая аналогичную правовую ситуацию, Конституционный Суд РФ в п. 3 Постановления от 27 января 1999 г. № 2-П по делу о толковании ст. ст. 71 (п. «г»), 76 (ч. 1) и 112 (ч. 1) Конституции РФ указал следующее: