«По смыслу ст. ст. 71 (п. «г»), 72 (п. «н»), 76 (ч. ч. 1 и 2) и 77 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, определение видов федеральных органов исполнительной власти, постольку поскольку оно взаимосвязано с регулированием общих принципов организации и деятельности системы органов государственной власти в целом, осуществляется посредством федерального закона. Однако этим не исключается возможность регулирования указанных вопросов другими нормативными актами, исходя из предписаний Конституции Российской Федерации, устанавливающих полномочия Президента Российской Федерации (ст. ст. 80, 83, 84, 86, 87 и 89), а также регламентирующих порядок образования и деятельности Правительства Российской Федерации (ст. ст. 110, 112, 113 и 114).
…Как следует из ст. ст. 90, 115 и 125 (п. «а» ч. 2) Конституции Российской Федерации, Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации принимают собственные правовые акты, в том числе нормативного характера, по вопросам ведения Российской Федерации.
Таким образом, само по себе отнесение того или иного вопроса к ведению Российской Федерации (ст. 71 Конституции Российской Федерации) не означает невозможности его урегулирования иными, помимо закона, нормативными актами, кроме случаев, когда сама Конституция Российской Федерации исключает это, требуя для решения конкретного вопроса принятия именно федерального конституционного либо федерального закона.
Следовательно, до принятия соответствующих законодательных актов Президент Российской Федерации может издавать указы по вопросам установления системы федеральных органов исполнительной власти, порядка их организации и деятельности…
Однако такого рода акты не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам (ст. 15, ч. 1; ст. 90, ч. 3; ст. 115, ч. 1, Конституции Российской Федерации)» 1 .
1 СЗ РФ. 1999. № 6. Ст. 866.
Из буквального прочтения положений ч. 2 ст. 114 Конституции РФ следует, что Конституция РФ исключает возможность принятия указов Президента РФ, касающихся регламентации порядка деятельности Правительства РФ, поскольку в данной статье устанавливается необходимость принятия по этому вопросу именно федерального конституционного закона.
Таким образом, все остальные вопросы (установление системы федеральных органов власти, определение порядка организации Правительства РФ и пр.) могут быть урегулированы не только законом, но и указом Президента РФ — до принятия соответствующего федерального закона (федерального конституционного закона).
Разумеется, реализация модели правительства парламентского большинства может порождать новые вопросы, не урегулированные ни законодательством, ни существующей политической практикой.
Например, может возникнуть вопрос следующего характера: должен ли Председатель Правительства парламентского большинства формировать свой кабинет исключительно из депутатов фракций, составляющих парламентское большинство (входящих в коалицию), либо он может предлагать иных кандидатов?
В мировой практике не существует жесткого требования выдвигать в состав правительства парламентского большинства только депутатов победившей партии или коалиции. При этом, например, в Великобритании все члены Кабинета министров продолжают заседать в парламенте.