Однако юридическое закрепление такой взаимной ответственности в российских условиях формально означает необходимость внесения изменений в Конституцию РФ, поскольку все основания досрочного роспуска Государственной Думы, как и основания для ухода Правительства в отставку, исчерпывающе изложены в Конституции РФ.
Для того чтобы сформировать систему взаимной ответственности парламента и правительства, свойственную государствам, где существует правительство парламентского большинства, но не менять текст Основного Закона, необходимо внести в Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» дополнение, согласно которому в случае распада парламентской коалиции либо отказа парламента принимать представленные Правительством законы Правительство обязано поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии.
Таким образом, ситуация, формально выходящая за рамки действующей Конституции РФ, будет возвращена в конституционное поле, «переключена» на стандартные процедуры, урегулированные конституционными нормами.
Еще один вопрос, который может возникнуть на практике: ограничивает ли модель правительства парламентского большинства самостоятельность Президента РФ при решении вопроса об отставке действующего кабинета министров?
Никаких правовых ограничений самостоятельности Президента РФ в решении вопроса об отставке действующего Правительства РФ не существует, поскольку ч. 2 ст. 117 Конституции РФ гласит: «Президент Российской Федерации может принять решение об отставке Правительства Российской Федерации».
Такая формулировка конституционной статьи означает, что «отставка Правительства по решению Президента (п. 2 ст. 117) не требует соблюдения каких-либо предварительных условий (к примеру, предупреждения об отставке и т.д.). Она может быть осуществлена в любое время и независимо от отношения парламента к деятельности Правительства. Раньше по Закону о Совете Министров — Правительстве РФ (ст. 11) решение об отставке Правительства по инициативе Президента принималось им с согласия парламента» 1 .
1 Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. Л.А. Окунькова. М., 1994. С. 365.
При принятии решения об этом Президент РФ не связан никакими правовыми условиями. Конституция предоставляет ему право свободного усмотрения, исходя из роли, которая возложена на него ст. 80, — обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти 1 .
1 Конституция Российской Федерации: Комментарий / Общ. ред. Б.Н. Топорнина, Ю.М. Батурина, Р.Г. Орехова. М., 1994. С. 497 — 498.
Необходимо также отметить, что законодательное утверждение процедуры формирования Правительства РФ на основе парламентского большинства абсолютно не означает смены формы правления и перехода России к парламентской республике. Речь может идти лишь о некотором изменении баланса элементов президентской и парламентской модели в уже существующей в России смешанной, «полупрезидентской» форме правления.
Как известно, «классическая» парламентская республика предполагает наличие слабого президента, избираемого не прямым волеизъявлением народа, а парламентом либо специально им созданным органом. При этом президент, являясь главой государства, обладает гораздо меньшими полномочиями, чем председатель правительства. В государствах с парламентской формой правления принцип разделения властей действует в специфическом проявлении: безусловно независимыми признаются законодательная и судебная власти, в то время как исполнительная власть, формируемая парламентом, находится под его контролем 1 .