1 СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. 1.
Конституционное закрепление правосудия как отдельной, самостоятельной и независимой государственной власти осуществлено в Конституции РФ в гл. 7 «Судебная власть». В эту главу, помимо прочего, вошел ряд ключевых идей Концепции судебной реформы в РСФСР, которая была разработана в 1991 г. Комитетом по законодательству Верховного Совета РСФСР 1 .
1 Автор настоящего учебника возглавлял указанный Комитет по законодательству Верховного Совета РСФСР с июля 1990 г. по ноябрь 1991 г. Концепция судебной реформы в РСФСР, разработанная группой экспертов (С.А. Пашин, С.Е. Вицин, А.М. Ларин, И.Б. Михайловская, Т.Г. Морщакова, И.Л. Петрухин, Ю.И. Стецовский) и одобренная Постановлением Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1991 г., провозгласила необходимость глубоких преобразований в сферах законодательного регулирования, кадрового и ресурсного обеспечения, организации судебной деятельности. В частности, этот документ утверждал системную роль Конституционного Суда РФ, им ставились такие задачи, как возрождение суда с участием присяжных заседателей и института мировых судей, введение судебного контроля за правомерностью заключения под стражу, введение принципа несменяемости судей, пересмотр ведомственных показателей работы судов и др. Концепция стала попыткой возвращения к идеалам Великой Судебной реформы 1864 г. (подробнее Постановление Верховного Суда РСФСР от 24 октября 1991 г. «О концепции судебной реформы в РСФСР» // Концепция судебной реформы в Российской Федерации / Сост. С.А. Пашин. М., 1992).
При этом «носителями судебной власти и, следовательно, уполномоченными законом на отправление правосудия могут быть только судьи, а также присяжные и народные заседатели в случаях, установленных законом» 1 .
1 Савитский В.С. Комментарий к статье 118 // Конституция Российской Федерации: Комментарий / Под ред. Б.Н. Топорнина, Ю.М. Батурина, Р.Г. Орехова. С. 499.
Как отмечает Е.Ю. Бархатова, ст. 118 Конституции РФ закрепляет исключительное право суда осуществлять правосудие и не допускает переложения данной функции ни на один внесудебный орган государства, в частности прокуратуру.
Исключительное право суда осуществлять правосудие исходит из того, что деятельность суда протекает в особом правовом порядке, создающем такие преимущества в рассмотрении и разрешении дел, которыми не располагает ни одна иная форма государственной деятельности. Этот порядок заключает в себе наибольшие гарантии для вынесения по делу законного и справедливого решения 1 .
1 Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации. М., 2010. С. 132.
О.А. Шварц подчеркивает, что положения ст. 118 Конституции РФ получают свое развитие в ст. 49: «признать лицо виновным в совершении преступления, а также подвергнуть его уголовному наказанию полномочен только суд своим приговором. Только суд вправе принять решение о применении указанных в законе мер процессуального принуждения, ограничивающих права и свободы человека. Только суд вправе принять решение о применении к лицу мер медицинского характера» 1 .