После I Съезда продолжались споры между сторонниками различных вариантов будущего закона: одни предлагали сохранить Комитет конституционного надзора, другие выступали за создание нового органа — Конституционного Суда СССР, третьи считали необходимым передать функции конституционного контроля Верховному Суду СССР.
Комитет конституционного надзора СССР был избран на II Съезде народных депутатов СССР осенью 1989 г. в составе 27 человек во главе с председателем С.С. Алексеевым. Тогда же были приняты законодательные акты, изменившие систему правовой охраны Конституции СССР, в частности Закон «О конституционном надзоре в СССР» 1 .
1 Ведомости СНД и ВС СССР. 1989. № 49. Ст. 727.
На Комитет конституционного надзора СССР (ККН СССР) была возложена проверка на соответствие Конституции СССР, а также и обычным законам не только нормативных актов высших органов государственной власти, но и их проектов, внесенных на рассмотрение Съезда народных депутатов СССР. ККН мог, установив такое несоответствие, рекомендовать издавшим или подготовившим соответствующие акты органам устранить его, а в случае отказа — переносить вопрос об исправлении или отмене таких актов в Верховный Совет, в Совет Министров или даже на Съезд народных депутатов, за которыми оставалось окончательное решение. Запрещалось какое-либо вмешательство в деятельность ККН.
Вскоре ККН СССР было предоставлено право принимать окончательные решения по вопросам конституционных прав человека и гражданина, и ряд таких решений был принят (например, были признаны неконституционными разрешительная прописка, насильственное помещение лиц, не совершивших правонарушений, в лечебно-трудовые профилактории и т.д.). Но все же ККН не был полноценным судебным органом.
Нарастающий кризис во взаимоотношениях союзного центра и республик, ущербность конституционно-законодательной модели ККН СССР не позволили ему играть серьезную роль в механизме правовой защиты союзной Конституции. С одной стороны, круг актов, которые он мог проверять, был чрезвычайно широким. С другой стороны, решения, которые был вправе принимать ККН по результатам рассмотрения дел, обладали весьма слабой юридической силой. Они имели статус заключений и влекли за собой три варианта правовых последствий в зависимости от органа, издавшего оспоренный акт, и предмета акта. Лишь применительно к актам, нарушающим основные права и свободы человека, закрепленные в союзной Конституции и международных договорах, в которых участвовал СССР, заключение ККН влекло утрату ими силы. Однако граждане не были наделены правом непосредственно обращаться в ККН СССР.
Комитет конституционного надзора СССР прекратил свое существование в декабре 1991 г. Предусмотренные союзным Законом о ККН и законами некоторых республик аналогичные ККН союзных и автономных республик не были созданы.
27 октября 1989 г. Верховный Совет РСФСР XI созыва принял поправки к Конституции РСФСР, утвердившие новую систему органов государственной власти Республики. Статья 119 новой редакции Конституции определяла состав, функции и полномочия ККН РСФСР. Однако I Съезд народных депутатов РСФСР (май — июнь 1990 г.) не включил в свою повестку дня формирование ККН РСФСР, а избранный на Съезде Председателем Верховного Совета РСФСР Б.Н. Ельцин заявил, что выступает за формирование не Комитета конституционного надзора, а Конституционного Суда.