Пожалуйста активируйте JavaScript и перезагрузите страницу!
Это необходимо для корректной работы сайта
Добро пожаловать на наш ресурс!
Здесь Вы найдете для себя много полезной информации!
linuxprof.ru

Конституционное право России. Учебник — Страница 331 — Ваш юрист

Конституционное право России. Учебник

Создание Конституционного Суда в России началось с разработки и установления его конституционных основ. Первый реальный шаг в этом направлении был сделан II (Внеочередным) Съездом народных депутатов РСФСР, который 15 декабря 1990 г. включил в действовавшую Конституцию РСФСР 1978 г. положение о том, что Съезд народных депутатов РСФСР избирает Конституционный Суд РСФСР и определяет порядок его избрания и деятельности в Законе. Затем — 24 мая 1991 г. — IV Съезд народных депутатов РСФСР дополнительно включил в текст этой Конституции положения о Конституционном Суде РСФСР как части судебной системы, как высшем судебном органе конституционного контроля, осуществляющем судебную власть в форме конституционного судопроизводства и состоящем из 15 судей.

В соответствии с этими положениями Конституции 12 июля 1991 г. V (Внеочередной) Съезд народных депутатов РСФСР принял Закон № 1599-1 «О Конституционном Суде РСФСР», в котором были подробно урегулированы порядок избрания и статус судей, основные принципы его деятельности, особенности рассмотрения отдельных категорий дел и др.

Как показывает сравнительный анализ, в основу концепции Конституционного Суда РФ была положена европейская модель. Ее преимущество заключается в том, что орган, предназначенный для защиты и толкования Основного Закона государства, независим, стоит «над» политическими схватками, неизбежными в период перехода государства и общества к качественно новому состоянию, к новой политической системе.

Особенностью принятого в 1991 г. Закона «О Конституционном Суде РСФСР» (далее — ЗКС), отличающей его от союзного Закона «О конституционном надзоре в СССР», является его комплексность и детальность правового регулирования. В ЗКС сочетаются нормы государственного, судоустроительного, процессуального и материального права. В отличие от аналогичного союзного документа Закон РСФСР не передоверяет самому органу конституционного контроля права устанавливать нормы, касающиеся сторон и других лиц. Подробно определяются в нем критерии проверки нормативных актов. Таким образом, по своему юридическому значению закон о высшем органе конституционного контроля равен кодексу, что соответствует традициям государств Западной Европы и обеих Америк.

При создании концепции Закона имелись в виду следующие основные соображения.

Во-первых, ЗКС должен стать органической составной частью существующей правовой системы, соответствующей принятому российским парламентом законодательству.

Во-вторых, необходимо учесть интересы республик в составе РСФСР. Им предоставляется возможность оспаривать перед Судом конституционность нормативных актов органов Российской Федерации. Конституционный Суд РСФСР не вправе проверять законы республик, входящих в состав РСФСР, кроме единственного случая — если законы этих республик вторгаются в сферу компетенции Российской Федерации. Наконец, Конституционный Суд РСФСР не будет вышестоящей инстанцией для органов конституционного контроля, образованных в республиках.

В-третьих, признается уникальность Конституционного Суда как органа судебной власти, применяющего исключительно нормы Основного Закона, и только для проверки конституционности нормативных актов, т.е. не имеющего, как правило, дела с конкретными преступлениями и спорами о праве гражданском.

Пожертвование на развитие ресурса