Пожалуйста активируйте JavaScript и перезагрузите страницу!
Это необходимо для корректной работы сайта
Добро пожаловать на наш ресурс!
Здесь Вы найдете для себя много полезной информации!
linuxprof.ru

Конституционное право России. Учебник — Страница 332 — Ваш юрист

Конституционное право России. Учебник

В Законе указывалось, что Конституционный Суд является органом судебной власти, действующим в соответствии с демократическими принципами правосудия, законностью, независимостью, гласностью и коллегиальностью. Статус судьи Конституционного Суда характеризуется его независимостью и несменяемостью.

Впервые в отечественном законодательстве говорилось о том, что кто-то может действовать в личном качестве, не выражая ничьих интересов, кроме интереса права и Конституции, не подчиняясь никому и ничему, кроме Конституции, своей совести 1 .

 

1 Более подробно Шахрай С.М. Четвертый Съезд народных депутатов РСФСР: Стенографический отчет. М., 1991. Т. IV. С. 44 — 110.

После принятия Закона «О Конституционном Суде РСФСР» последовало избрание 30 октября 1991 г. V (Внеочередным) Съездом народных депутатов РСФСР Конституционного Суда РСФСР в составе 13 судей (две судейские должности оставались вакантными).

Вскоре Конституционный Суд начал свою деятельность — сначала организационную (избрание руководства Конституционного Суда, формирование его аппарата, подготовка и принятие Временного регламента его работы и т.д.), а затем — с января 1992 г. — и осуществление конституционного правосудия. Одновременно продолжалось развитие конституционных основ Конституционного Суда РФ.

VI Съезд народных депутатов РФ уточнил статус Конституционного Суда, определив его как высший орган судебной власти по защите конституционного строя и дополнив действовавшую Конституцию РФ 1978 г. ст. ст. 81.5, 84.5 и 84.15 (согласно которым споры о компетенции при издании актов федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов Федерации разрешаются Конституционным Судом) и ст. 86.1, предусматривавшей, что для досрочного прекращения полномочий краевых, областных и местных Советов народных депутатов требуется заключение Конституционного Суда.

VII Съезд народных депутатов РФ 9 декабря 1992 г. дополнительно установил, что при обращении Верховного Совета РФ в Конституционный Суд с просьбой дать заключение о конституционности указов и иных актов Президента РФ Верховный Совет вправе до получения такого заключения приостанавливать действие таких актов, а на основании заключения об их неконституционности — отменять их.

Полномочия, полученные Конституционным Судом РФ на этом первом этапе его развития, охватывали разрешение дел о конституционности законов и иных правовых актов Российской Федерации и ее субъектов, правоприменительной практики, а также о конституционности политических партий и общественных объединений. Конституционный Суд также был правомочен разрешать споры о компетенции между органами государственной власти.

Кроме того, в полномочия Конституционного Суда были включены: дача заключений об отрешении от должности ряда должностных лиц Российской Федерации и ее субъектов, право законодательной инициативы, ежегодное направление парламенту Российской Федерации послания о состоянии конституционной законности в России (подлежавшего срочному рассмотрению) и т.д.

Одним из следствий острого кризиса власти в октябре 1993 г. была приостановка деятельности Конституционного Суда. Одновременно была прервана деятельность Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. Были введены в действие временные положения о федеральных органах власти, о выборах Государственной Думы 1 .

Пожертвование на развитие ресурса