Еще одним средством разграничения юрисдикции и в то же время каналом взаимодействия Конституционного и иных судов является полномочие Конституционного Суда по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов оценивать конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле. Принципиальное значение при этом имеет вопрос о предмете конституционной жалобы и запроса судов — законе, примененном или подлежащем применению в конкретном деле. Под законом понимается главным образом закон в собственном смысле слова: федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов Федерации. Тем самым подзаконные нормативные акты, примененные или подлежащие применению в конкретном деле, по жалобам граждан и по запросам судов оказались вне юрисдикции Конституционного Суда.
Гражданин вправе обжаловать в суд любые акты государственных, иных органов, организаций, должностных лиц, ущемляющие его права, в порядке, установленном вступившим в силу с 15 сентября 2015 г. Кодексом административного судопроизводства РФ. Ранее обжалование осуществлялось в соответствии с положениями Закона РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» 1 .
1 Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 19. Ст. 685.
Граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
К решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. При этом необходимо учитывать, что решения могут быть приняты как в письменной, так и в устной форме (например, объявление военнослужащему дисциплинарного взыскания). В свою очередь, письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме (в частности, распоряжение высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации), так и в произвольной (например, письменное сообщение об отказе должностного лица в удовлетворении обращения гражданина) (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» 1 ). Так, Верховный Суд РФ рассматривает в первой инстанции дела об оспаривании ненормативных актов Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, нормативных актов федеральных министерств и ведомств, касающихся прав и свобод граждан; решений и действий (бездействия) Центризбиркома по подготовке и проведению референдума Российской Федерации, выборов Президента РФ и депутатов Федерального Собрания.